Результативность работы организации здравоохранения по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в значительной мере связана с ее управляемостью. Успех управленческой деятельности в здравоохранении определяется уровнем развития основных направлений менеджмента, включая планирование, управление, контроль и корректировку. Особое место среди таких направлений занимает риск-менеджмент, или управление рисками.
Справочно: риск-менеджмент — это, в частности, обнаружение, обзор, описание риска и целей, на которые может данный риск повлиять, а также определение превентивных и корректирующих мероприятий, позволяющих снизить вероятность риска путем принятия адекватных управленческих решений.
Риск возникновения ошибок в диагностике и лечении всегда присутствует в силу профессиональных и морально-этических особенностей деятельности медицинских работников, а также наличия ситуаций, в которых медицинская помощь оказывается в сжатые сроки, в сложных условиях с возможностью применения ограниченных средств и ресурсов. В подобных ситуациях добросовестное отношение медицинского работника к своим должностным обязанностям и его высокий уровень квалификации не являются факторами, полностью исключающими профессиональные риски при оказании медицинской помощи.
Что включает в себя профриск
При осуществлении медицинской деятельности возникают и реализуются угрозы:
- снижения качества медицинской помощи, удовлетворенности пациентов и роста в связи с этим количества жалоб и обращений в суд пациентов, количества дисциплинарных взысканий и случаев привлечения к административной и уголовной ответственности медицинских работников;
- экономических потерь организации здравоохранения и медицинского работника при возмещении материального и морального вреда пациенту в связи с некачественным оказанием медицинской помощи.
В ст. 50 Закона о здравоохранении определено, что медицинские, фармацевтические работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют право в т.ч. на обоснованный профессиональный риск, при этом профессиональный риск признается обоснованным, если медицинская помощь оказывалась на основании клинических протоколов, порядка оказания медицинской помощи по профилям заболеваний и результат не мог быть достигнут не связанными с риском действиями, а медицинский работник, допустивший риск, обоснованно рассчитывал, что принял все возможные меры для оказания медицинской помощи с учетом характера заболевания, состояния, синдрома и (или) их течения и индивидуальных особенностей организма пациента.
Инструменты риск-менеджмента
Главным инструментом риск-менеджмента и проведения оценок соответствия в здравоохранении Республики Беларусь являются клинические протоколы.
В клинических протоколах установлены только общие требования к оказанию медицинской помощи пациенту при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. Клинические протоколы не определяют возможные риски, способы их снижения, рекомендации и т.д.
Это важно
Стандарт (эталон) по управлению рисками, равно как и специалисты в области риск-менеджмента, в здравоохранении Республики Беларусь отсутствуют.
Отсутствие специального регуляторного механизма и квалифицированных кадров вызывает многочисленные проблемы в управлении рисками в здравоохранении. На сегодняшний день для урегулирования ситуации требуется подготовка локального акта, который будет предусматривать внедрение специальной методологии управления профессиональными рисками (далее — УПР) при осуществлении медицинской деятельности.
Решение будущего в части риск-менеджмента
В ГУ «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» (далее — РНПЦ МТ) проводится научное исследование, предусматривающее разработку и внедрение организационно-правовой модели УПР при осуществлении медицинской деятельности.
Компонентами данной организационно-правовой модели являются органы управления и организации, а также принимаемые ими нормативные правовые и локальные акты, регулирующие процесс УПР.
Роль проводимого исследования
В ходе исследования научно обоснованы концептуальные подходы к формированию системы УПР при осуществлении медицинской деятельности с учетом степени управляемости рисков по иерархии «пациент — врач — организация здравоохранения — территориальные органы управления здравоохранением — государственные органы управления».
Кроме того, разработан проект концепции правового сопровождения медицинской деятельности (далее — концепция), направленной на обеспечение правовой поддержки медицинских работников при выполнении ими профессиональных обязанностей и содержащей перечень мероприятий по недопущению или минимизации профессиональных рисков в рамках системы УПР.
Выделены субъекты (пациенты, медработники, организации здравоохранения, органы управления здравоохранением (территориальные и республиканский орган государственного управления — Министерство здравоохранения) и объекты (здоровье (индивидуальное и популяционное), медицинская услуга, медицинское вмешательство, качество медицинской помощи, удовлетворенность пациентов и медицинских работников) медицинской деятельности.
Определены:
- иерархия субъектов медицинской деятельности по степени управляемости;
- функции субъектов медицинской деятельности в рамках системы УПР;
- основные мероприятия по созданию в Республике Беларусь комплексной системы правовой поддержки медицинских работников.
Иерархия субъектов медицинской деятельности
Выстраивание иерархии субъектов медицинской деятельности по степени управляемости начинаетсяя с основного субъекта — пациента. Проект концепции содержит положение о том, что построение системы УПР на этом уровне может быть осуществлено с учетом опосредованных мер влияния на пациента, реализуемых на более высоком иерархическом уровне УПР.
Это важно
Эффективность реализации концептуальных подходов, принятых на более высоком иерархическом уровне, определяется и на уровне деятельности врача.
На основе изучения реализованных моделей функционирования системы УПР в здравоохранении в мире установлено, что ключевым звеном системы УПР является организация здравоохранения (далее — ОЗ).
Администрация ОЗ обеспечивает:
- разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии положения о системе УПР на основе типового положения, утверждаемого Министерством здравоохранения;
- регулярный анализ функционирования системы УПР в данной ОЗ с целью оценки ее эффективности и постоянного совершенствования путем проведения корректирующих, предупреждающих действий, внутренних аудитов и анализа со стороны руководителя и (или) его заместителей;
- подбор кадров с учетом задач деятельности ОЗ, ее специализации, штатного расписания, квалификации медицинского персонала, должностных и функциональных обязанностей;
- ресурсное обеспечение деятельности медицинского персонала с учетом целей и задач, стоящих перед ОЗ;
- стимулирование внедрения в ОЗ современных доказательно эффективных медицинских технологий, непрерывного профессионального образования, расширения профессиональных компетенций работников ОЗ и повышения их правовой грамотности;
- ориентацию системы управления ОЗ на мотивацию оказания качественной медицинской помощи;
- построение системы, направленной не на выявление виновных, а на оценку возможности повторения проблемной ситуации и разработку корректирующих действий;
- осуществление внутриорганизационного контроля качества медицинской помощи и обоснование управленческих решений, адекватных причинам формирования профессиональных рисков, по результатам этого контроля и работы, связанной с жалобами пациентов;
- сотрудничество с центрами мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников с целью обеспечения психологического сопровождения медицинских работников данной ОЗ.
Поскольку система УПР в качестве компонентов включает систему управления качеством медицинской помощи и систему управления охраной труда, на уровне ОЗ процесс внедрения, организации, мониторинга, контроля и оценки эффективности функционирования системы УПР с проведением корректирующих мероприятий должен осуществляться при участии:
- руководителя ОЗ;
- его заместителей по лечебной работе, по медицинской экспертизе и реабилитации, по организационно-методической работе, по хозяйственной части;
- главного бухгалтера;
- главной медицинской сестры;
- начальника отдела кадров (специалиста по кадрам);
- начальника планово-экономического отдела (экономиста);
- юриста;
- инженера по охране труда.
Территориальные органы управления здравоохранением реализуют функции УПР с учетом концептуального подхода в рамках исполнительной власти.
Высший иерархический уровень системы УПР при осуществлении медицинской деятельности — это Министерство здравоохранения. К его компетенции относится инициирование вопросов и разработка предложений по созданию конституционной и нормативной правовой базы, обеспечивающей в конечном итоге определение условий внешней по отношению к ОЗ среды (социально-экономических, включая политические, правовых, социально-психологических, климатогеографических и экологических, эпидемиологических, медицинских условий), являющихся причиной вероятности формирования профессиональных рисков.
Министерство здравоохранения осуществляет управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам УПР посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в данном направлении и выработкой предложений по ее повышению, включая разработку и утверждение типового положения о системе УПР в ОЗ.
Кроме того, министерство инициирует разработку предложений по внесению изменений:
- в законодательство о страховой деятельности:
- по обязательному страхованию профессиональной ответственности при осуществлении медицинской деятельности, в первую очередь, для отдельных категорий медицинских работников (врачи хирургического профиля, врачи — анестезиологи-реаниматологи);
- обязательному страхованию от противоправных действий третьих лиц при осуществлении медицинской деятельности;
- законодательство о здравоохранении, предусматривающих:
- регулирование права медицинского работника на необходимую оборону;
- установление роли медиации как основного средства разрешения конфликта между медицинскими работниками и пациентами;
- законодательство об образовании, предусматривающих включение в образовательные стандарты высшего образования I, II ступеней, повышения квалификации и переподготовки медицинских, фармацевтических работников вопросов правовой грамотности, стрессоустойчивости, правовых и социально-психологических аспектов регулирования поведения врача, фармацевта;
- уголовное и административное законодательство, предусматривающих:
- приравнивание правового статуса медицинских работников к правовому статусу работников правоохранительных органов и представителей государственной власти;
- установление уголовной ответственности за воспрепятствование оказанию медицинской помощи.
С целью организационно-методологического сопровождения работ по созданию и внедрению системы УПР в ОЗ предполагается образование специального структурного подразделения (отдела УПР) в головной научно-исследовательской организации — РНПЦ МТ.
От редакции
Обращаем ваше внимание, что система УПР на данный момент является научной разработкой и может быть внедрена при утверждении концепции и проведении пилотных исследований по реализации предложенной модели УПР в ОЗ.