Результативность работы организации здравоохранения по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в значительной мере связана с ее управляемостью. Успех управленческой деятельности в здравоохранении определяется уровнем развития основных направлений менеджмента, включая планирование, управление, контроль и корректировку. Особое место среди таких направлений занимает риск-менеджмент, или управление рисками.
Справочно: риск-менеджмент — это, в частности, обнаружение, обзор, описание риска и целей, на которые может данный риск повлиять, а также определение превентивных и корректирующих мероприятий, позволяющих снизить вероятность риска путем принятия адекватных управленческих решений.
Риск возникновения ошибок в диагностике и лечении всегда присутствует в силу профессиональных и морально-этических особенностей деятельности медицинских работников, а также наличия ситуаций, в которых медицинская помощь оказывается в сжатые сроки, в сложных условиях с возможностью применения ограниченных средств и ресурсов. В подобных ситуациях добросовестное отношение медицинского работника к своим должностным обязанностям и его высокий уровень квалификации не являются факторами, полностью исключающими профессиональные риски при оказании медицинской помощи.
Что включает в себя профриск
При осуществлении медицинской деятельности возникают и реализуются угрозы:
- снижения качества медицинской помощи, удовлетворенности пациентов и роста в связи с этим количества жалоб и обращений в суд пациентов, количества дисциплинарных взысканий и случаев привлечения к административной и уголовной ответственности медицинских работников;
- экономических потерь организации здравоохранения и медицинского работника при возмещении материального и морального вреда пациенту в связи с некачественным оказанием медицинской помощи.