Реклама в медицине: требования к содержанию и распространению

Поможет: разобраться в требованиях к содержанию рекламы и порядке ее распространения.

Ходосевич Михаил

заместитель директора ООО «Арцингер Лигал»

Шайбак Мария

младший юрист ООО «Арцингер Лигал»

555 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законом Республики Беларусь от 06.01.2024 № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе». Некоторая часть изменений, вступающих в силу с 12 июля 2024 г., касается требований к размещению рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность.

В связи с этим предлагаем изучить основные моменты текущего законодательного регулирования содержания рекламы и ее распространения, а также узнать, какие профильные нововведения Закона о рекламе этого года касаются медицинской сферы.

Для корректного рекламирования рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. определить, является ли информация рекламой, и установить применимые общие требования к содержанию и распространению рекламы;
  2. определить применимые специальные (медицинские) требования к содержанию и распространению рекламы;
  3. определить необходимость согласования рекламы с уполномоченной государственной организацией.

Является ли информация рекламой

Из определения термина «реклама», установленного абз. 10 ст. 2 Закона о рекламе, можно выделить несколько ключевых моментов:

1) цель рекламы — привлечение внимания к объекту рекламирования (в нашем случае — к лекарственному препарату, услуге).

Не является рекламой информация, которую рекламодатель обязан размещать в силу требований законодательства. В качестве примера Министерство антимонопольного регулирования и торговли рассматривает ситуацию размещения информации о товарах (работах, услугах) на различных агрегаторах, маркетплейсах и схожих онлайн-­сервисах, т. к. в силу требований законодательства о защите прав потребителей до потребителя должна быть доведена информация о продавцах, наименовании товаров и услуг, их основных потребительских свой­ствах, цене, условиях приобретения и пр.

Однако любая иная информация, привлекающая внимание к конкретному товару (продавцу), например товарные знаки, логотипы, лозунги и т. д., уже будет рекламой со всеми вытекающими последствиями;

2) чтобы считаться рекламой, информация не обязательно должна быть предназначена для неопределенного круга лиц.

На практике это означает, что информация может «таргетировать» даже очень ограниченный круг потребителей и при этом все равно оставаться рекламой.

Справочно: ранее Закон о рекламе действительно устанавливал этот признак как обязательный для рекламы, однако впоследствии он был исключен из законодательства.

В качестве примера Министерство антимонопольного регулирования и торговли приводит следующие случаи:

  • информация о лекарственных препаратах на корпоративном сайте, доступ к которому предоставляется только авторизированным пользователям;
  • информация и видеоматериалы о лекарственных препаратах на интернет-­страницах, доступ к которым предоставляется исключительно фармацевтическим и медицинским работникам.

В обоих случаях информация является рекламой несмотря на то, что рекламодатель прилагал усилия, чтобы ограничить несанкционированный доступ к материалам.

Общие требования

После установления факта, что информация является рекламой, рекламодателю необходимо установить, каким общим требованиям (т. е. не действующим адресно только в отношении медицинской сферы) такая реклама должна соответствовать.

Два основных критерия в данном случае:

  1. содержание рекламы (объект рекламирования);
  2. способ размещения рекламы (наружная реклама, реклама в СМИ, на транспортном средстве, в сети Интернет и т. д.). Соответствующие специ­фические требования предусмотрены ст. 11–14 Закона о рекламе.

Специальные (медицинские) требования

Основными источниками требований к рекламе лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, являются:

Базовое требование вне зависимости от объекта рекламирования — информация в рекламе, в т. ч. обязательная к размещению, должна доводиться до потребителей доступными для восприятия образом и языком, с использованием при озвучивании рекламы темпа и громкости речи, не создающих препятствия для восприятия рекламы, без способных ввести в заблуждение научных терминов, слов, фраз (подп. 1.1.1 п. 1 постановления № 63).

В целом запрещается реклама:

1) лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Республике Беларусь;

Справочно: исключением является реклама в рамках клинических испытаний, требования к которой установлены постановлением № 63.

2) методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Министерством здравоохранения;

3) работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услу­гами, составляющими медицинскую деятельность;

Справочно: перечень медицинских услуг, медицинских вмешательств утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.12.2016 № 123.

4) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам);

5) рецептурных лекарственных препаратов.

Справочно: за исключением рекламы в специализированных печатных изданиях, указанных в постановлении № 63, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

Реклама методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, должна:

1) содержать указание на то, что данная информация носит рекламный характер, за исключением наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве;

2) обеспечивать соответствие информации о рекламируемых работах и (или) услугах, составляющих медицинскую деятельность, сведениям о работах и (или) услугах, указанным в лицензии, за исключением случаев, когда получение лицензии для осуществления медицинской деятельности не требуется;

3) содержать информацию, предупреждающую о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и нежелательные или побочные реакции.

Это важно
Реклама лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, не должна содержать информации, указанной в п. 7 ст. 15 Закона о рекламе.

Определение необходимости согласования рекламы

По общему правилу, размещение (распространение) рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, без наличия у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения запрещается (п. 1 ст. 15 Закона о рекламе). У этого правила имеются исключения, которые для удобства можно разделить на несколько категорий.

Первая категория

Классификация рекламы по категориям ее потребителей и местам размещения. Так, не требует согласования (достаточно выполнения одного условия) реклама:

1) потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники (например, на сайтах со специальной авторизацией для медицинских работников);

2) распространяемая в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций или иных подобных мероприятий;

3) в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения;

Справочно: перечень специализированных печатных изданий утвержден постановлением № 63 и на данный момент включает 45 изданий.

4) в местах осуществления медицинской деятельности;

5) в сети Интернет на сайтах организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

6) на транспортном средстве;

7) наружная.

Это важно
С 12 июля 2024 г. исключения на наружную рекламу и рекламу на транспортном средстве применяться не будут.

Вторая категория

Классификация рекламы по ее содержанию.

Чтобы реклама работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, не требовала согласования, она должна содержать исключительно:

  1. наименование этих работ и (или) услуг;
  2. цену этих работ и (или) услуг;
  3. место нахождения или место жительства, контактные данные (номера контактных телефонов и (или) доменные имена сайтов) организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность;
  4. их эмблемы и (или) иную символику;
  5. обязательную к размещению в рекламе информацию;
  6. товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих работ и (или) услуг.

Чтобы избежать необходимости согласования рекламы лекарственных препаратов, такая реклама должна содержать исключительно:

  1. торговые наименования и (или) международные непатентованные наименования лекарственных препаратов;
  2. цену лекарственных препаратов;
  3. наименования, место нахождения или место жительства, контактные данные их производителей, продавцов, в т. ч. поставщиков;
  4. обязательную к размещению в рекламе информацию;
  5. товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов;
  6. изображение лекарственных препаратов и (или) их потребительской упаковки.

Это важно
Закрытый характер указанных перечней означает, что добавление какой-либо иной дополнительной информации в рекламу повлечет необходимость ее согласования.

Информация о скидках, проведении акций, корпоративные лозунги производителей, образы людей (если эти образы не зарегистрированы в качестве товарных знаков) — все это является «лишней» информацией в контексте указанных исключений.


Пример

По мнению Министерства антимонопольного регулирования и торговли, даже если реклама медицинского центра на рекламном баннере строго соответствует условиям, при которых согласование Министерства здравоохранения не требуется, но к этой информации будет добавлена фраза «Цена снижена», то это автоматически потребует согласования всей рекламы.


Согласование рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, осуществляет РУП «Центр экспертиз и испытаний в здраво­охранении» в соответствии с регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп. 8.14.2 (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.05.2022 № 42).

Срок осуществления процедуры составляет 15 дней, а в случае направления рекламных материалов на экспертизу — 1 месяц. Форма заявления, прейскурант на услуги и информация о порядке приема документов размещены на сайте РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении».

Предстоящие изменения в Законе о рекламе

Как упоминалось ранее, с 12 июля 2024 г. вступает в силу ряд изменений в Закон о рекламе, которые затрагивают и рекламу лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность. Изменения сводятся к следующему:

1) размещение рекламы указанных объектов рекламирования на телевидении будет допускаться без согласования с Министерством здравоохранения;

2) наружная реклама и реклама на транспортных средствах, напротив, потребуют получения согласования. Вместе с тем для рекламодателей здесь предусмотрен и бонус: такую рекламу больше не потребуется согласовывать с соответствующим исполнительным комитетом.

555 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минске состоялась VIII отчетно-выборная конференция Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения

12 ноября 2024 г. в ходе VIII отчетно-выборной конференции Минской городской организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения рассмотрены десятки вопросов, в...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 53
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок