Профилактика кадровых потерь: кризис гратификации молодых специалистов
Поможет: разобраться в причинах появления кризиса гратификации у молодых специалистов, а также других источников кадровых потерь.
Поможет: разобраться в причинах появления кризиса гратификации у молодых специалистов, а также других источников кадровых потерь.
Вспомните свое состояние, когда ваши заслуги остаются без должного внимания, а труд обесценивают. Неприятно, правда?! Это состояние возникает и у молодых специалистов, когда появляется кризис гратификации. Что это? Давайте разбираться.
Гратификация — это процесс получения удовольствия или награды за какое-либо действие или поведение. В трудовых отношениях — это денежная премия, поощрение, стимулирование работников за качественное выполнение ими своих обязанностей.
Кризис гратификации возникает, когда работник выкладывается, но не получает достаточного вознаграждения. Это состояние может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, снижению мотивации, а иногда и психическим расстройствам. Причину этого явления следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением.
Рис. 1. Кризис гратификации
Комментарий работника
Бывает так, что выкладываешься на работе, делаешь больше, чем положено по должностным обязанностям, и, конечно же, как и любой человек, ожидаешь вознаграждения за старания. Но руководитель этого не замечает. Премия проходит мимо, как и слова благодарности. Понятно, что от этого страдает и материальное, и физическое состояние. Я это уже прошел, напрягаться и рваться больше не хочу и не буду. Тактика теперь — отсидеться, пока не найду достойную меня работу.
Мнение эксперта
Отрицательные эмоции от отсутствия благодарности за работу медикаментозными средствами не устранить. Кризис гратификации — это не проблема работника, это признак неблагополучия в организации. Почему? Данный кризис возникает как дисбаланс между высоким уровнем усилий специалиста (энергетическими затратами и обязательностью) и низким вознаграждением за труд, что способствует формированию состояний функционального дискомфорта.
Поэтому нанимателю и управленческому составу нужно работать с кадрами: говорить на этапе трудоустройства о реальной оплате труда, возможностях, о том, как стимулируют и поощряют активных работников. И, конечно, не стоит забывать о молодых специалистах — потенциале любой организации. Молодой специалист — это белый лист, на который можно переложить корпоративный опыт, знания, установки и т. д.
В кадровой политике нужно четко позиционироваться в отношении молодых сотрудников: работать на выращивание и воспитание целевых сотрудников, которых нужно учить, тратить на них время, или брать готовых самодостаточных сотрудников со сформировавшимся мировоззрением. Вопрос сложный, и решение требует анализа.
Начнем анализ с подсчета «за» и «против». Преобладающее количество ваших выборов — это отношение к молодым специалистам.
«За» Молодой специалист подходит, если: | «Против» Молодой специалист может не подходить, потому что: |
• в организации есть ресурсы, чтобы обучать;
• в организации хотят сэкономить на зарплате, т. к. услуги молодых сотрудников дешевле (нет категорий, разрядов, опыта и заслуг); • важны долгосрочные рабочие отношения (например, взять в штат молодого человека по распределению после колледжа, университета); • нужно сформировать внутренний кадровый резерв из подкованных в вопросах цифровизации (работа с компьютером, гаджетами) специалистов | • нуждается в постоянном контроле и сопровождении;
• низкая скорость выполнения задач; • проблема с самостоятельностью, нужна адаптация; • проблема удержать |
Мнение молодого специалиста
Понятно и логично, что оплата труда новичков в профессии меньше. Мы реально приходим сырыми, у нас нет опыта, и даже знания не дотягивают, чтобы сразу работать самостоятельно. Я это все понимаю и готов учиться, но есть и потребности, которые требуют финансирования. Это аренда жилья, это расходы на мобильную жизнь. Даже если наниматель обещает, что через пару лет у тебя будут карьера и достойная зарплата, согласитесь, что одной мыслью о перспективах сыт не будешь. Поэтому приходится подрабатывать, а это ресурс здоровья. Значит, на одной из работ будешь экономить силы. А если активности нет, то и премии соответственно.
Поймите, молодые специалисты не лентяи и не наглецы, которые хотят все и сразу. Мы, как и все, хотим жить, а не выживать. Я считаю, чтобы удержать работника, нужно его заинтересовать в реальном времени, а не кормить перспективными сказками.
Разберем экспресс-исследование молодых специалистов в количестве 18 человек, прошедших анкетирование и проработавших менее года в учреждении здравоохранения.
Исследование было направлено на выявление ведущей мотивации в работе.
Нужно сказать, что по прошествии некоторого времени мотивация меняется. При трудоустройстве молодежь находится в шатком финансовом положении, и у них самый яркий мотив — деньги. А когда они начинают работать, получают финансовую стабильность, то уже начинают думать о том, насколько можно вырасти в профессиональном плане, сделать карьеру, оценивают комфорт на рабочем месте и отношения в коллективе.
Рис. 2. Доминирующая мотивация
Это важно
Человек, проходя разные этапы жизни, получая знания и опыт, меняет взгляд на ценности, пересматривает приоритеты.
Вполне адекватный запрос молодых специалистов — хотеть денег. Для руководителя это тоже эффективный инструмент управления: не надо искать инновации, тратить время на доброе слово, а просто премировать за профессиональную активность. Это и будет стимул для выращивания «стахановцев».
Молодым специалистам был задан профориентационный вопрос, ответ на который является показателем правильного выбора профессии. Это дает нанимателю возможность выстраивать стратегию работы с кадрами.
Это важно
В целом полученные результаты показывают высокую степень удовлетворенности молодых специалистов выбранной профессией.
Больше половины молодых специалистов (11 человек, или 61 %) ответили, что удовлетворены занимаемой должностью и статусом в организации. Были и те, кто подвис и нуждался в наставничестве, психологической поддержке (4 человека, или 22 %). К сожалению, выяснилось, что 3 человека, или 16 %, занимали не свое место. Такие специалисты требуют особого внимания: адаптации, обучения, раскрытия потенциала. Но в реальности они не привязываются к рабочему месту, уходят искать себя. Поэтому руководитель за 1–2 года отработки по распределению должен найти им рациональное применение.
Рис. 3. Уровень удовлетворенности занимаемой должностью
Участники исследования должны были ответить на вопрос: в какой мере молодые специалисты удовлетворены: размером заработка; условиями труда (комфорт на рабочем месте); соблюдением нанимателем законодательства о труде; профессиональным сопровождением (наставничество); режимом работы; разнообразием работы; возможностью должностного продвижения; оснащенностью рабочего места техникой, оборудованием и т. д.; возможностью развития; отношениями с коллегами; отношениями с непосредственным руководителем; уровнем общения на рабочем месте; стабильностью; корпоративными мероприятиями?
Результаты исследования продемонстрировали высокие показатели удовлетворенности молодых специалистов организацией условий труда. Но в то же время можно было наблюдать материальное разочарование (6 человек, или 33 %, тех, кто остался недоволен зарплатой). Незначительное количество человек выразили неудовлетворенность уровнем комфорта на рабочем месте, графиком работы, общением.
Рис. 4. Уровень удовлетворенности условиями труда
В целом, если проанализировать все ответы анкетирования, получается, что большинство молодежи удовлетворено первым рабочим местом, занимаемой должностью. Конечно, есть и недовольные, и финансово разочарованные, но это показатели первого года работы: кому-то нужно увеличить срок адаптации, а кому-то поможет работа с молодыми кадрами.
Это важно
Подобные исследования позволяют по-новому взглянуть на работу медучреждения, принять меры по повышению уровня удовлетворенности сотрудников, а также выявить сильные и слабые стороны в организации и разобраться в причинах кадровых потерь.
На проблему потери кадров нужно смотреть комплексно. Попробуйте ответить на предлагаемые ниже вопросы и проанализировать кадровую обстановку на вашем рабочем месте.
Рекрутинг начинается с принятия заявки, в которой максимально подробно описан профессиональный профиль (профиль должности) будущего сотрудника: образование, личностные и профессиональные качества, необходимые для выполнения работы, и т. д.
Ответьте на вопрос: в вашей организации составляют профиль должности при подборе персонала?
Адаптация — самый сложный и стрессовый период для сотрудника. Любому новичку непросто войти в должность (профессию), даже если он с опытом работы. Для него нужно организовать сопровождение (наставничество) и рассказать о специфике работы, познакомить с должностными (рабочими) обязанностями, критериями оценки его труд.
Ответьте на вопрос: в вашей организации разработана программа адаптации?
Материальный стимул имеет важное значение для большинства сотрудников, каждый хочет продавать свои знания и навыки за конкурентные деньги. Когда зарплата не соответствует нагрузке и объему обязанностей, сотруднику предъявляют завышенные требования, у него возникает мысль, что пора искать другую работу.
Ответьте на вопрос: в вашей организации материально поощряют работников?
Одним из топ-мотиваторов является карьерный и профессиональный рост. Если людям нужно саморазвитие в работе, а его нет, то наступает конфликт реальности и потребности — работник начинает «болеть». Поэтому нужны программы по профессиональному и карьерному развитию персонала (формирование резерва). Обучающие программы тоже могут удерживать персонал.
Ответьте на вопрос: в вашей организации работает система развития кадрового потенциала?
Ваши ответы — это и есть оценка эффективности организации.
Цена текучести кадров для нанимателя порой очень высока. Вот почему нужно работать с персоналом: проводить встречи один на один, внутреннее анкетирование, привлекать специалистов (наставничество) и просто видеть людей, чтобы вовремя заметить негативные тенденции в настроении сотрудников и их устранить.
Если же сотрудник увольняется, обязательно проводите с ним итоговое интервью. Это хороший способ откровенно проговорить проблемы, узнать причину. Отношения уже расторгнуты, и работник может позволить себе искренне выразить наболевшее. Только так, честно работая с персоналом, вы получите ответ, почему уходят кадры.
Не все проблемы решаются деньгами. И кризис гратификации — не основная причина увольнения. Все зависит от человека: один человек с неудовлетворенными потребностями решает уволиться, а другой ничего не делает, чтобы его удержать.
Также вы можете ознакомиться с бланком анкеты молодым специалистам.