Санаторно-курортное лечение и оздоровление в 2024 году

Поможет: разобраться в изменениях правового регулирования отношений в сфере санаторно-курортного лечения и оздоровления в 2024 г.

Лимож Николай

Юрист

538 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Основными НПА, регулирующими правоотношения в области санаторно-­курортного лечения и оздоровления, являются:

  • Концепция санаторно-­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478).
    Концепция определяет основные задачи и направления государственной политики по оптимизации санаторно-­курортного лечения и оздоровления населения, деятельности санаторно-­курортных и оздоровительных организаций в современных условиях, создавая основу для разработки конкретных мер по ее реализации, совершенствованию законодательства в целях сохранения и укрепления здоровья народа, повышения уровня индивидуального и общественного здоровья, улучшения качества жизни;
  • Положение о порядке направления населения на сана­торно-­курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-­курортном лечении и оздоровлении населения», далее — Положение № 542, Указ № 542).
    С 1 января 2024 г. вступил в силу Указ Президента Рес­публики Беларусь от 02.11.2023 № 343 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 343), которым в новой редакции изложен Указ № 542;
  • Положение о комиссии по оздоровлению и сана­торно-­курортному лечению населения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2002 № 1155 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-­курортного лечения населения»).
    Положение определяет порядок создания и деятельности комиссии по оздоровлению и санаторно-­курортному лечению населения, которая создается в организации для распределения и выдачи работникам, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава военизированных организаций, пенсионерам из числа военнослужащих и членам семей военнослужащих, обучающимся путевок на санаторно-­курортное лечение или оздоровление (далее — путевки), приобретенных с использованием средств республиканского бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда).

Изменения в Указе № 542

Рассмотрим изменения в правовом регулировании вопросов организации санаторно-­курортного лечения и оздоровления населения, внесенные Указом № 343 в Указ № 542.

Совместное лечение родителей с детьми

Усовершенствован порядок медицинского отбора родителей, направляющихся на совместное санаторно-­курортное лечение с детьми, — необходимость их совместного лечения нужно обосновывать заключением ВКК (абз. 2 ч. 2 п. 1 Указа № 542).

Компетенция Министерства здравоохранения и Совета Министров

Министерство здравоохранения наделено компетенцией определять порядок медицинского отбора пациентов на санаторно-­курортное лечение (абз. 11 п. 19 Указа № 542).

Правительство наделено компетенцией устанавливать перечень услуг, включаемых в стоимость путевки (абз. 5 п. 19 Указа № 542), и порядок выплаты денежной помощи на оздоровление ветеранам Великой Отечественной вой­ны и другим лицам, имеющим право на такую выплату (абз. 6 п. 19 Указа № 542).

Лечение или оздоровление работающих инвалидов

В целях недопущения дискриминации граждан в праве на санаторно-­курортное лечение или оздоровление по признаку инвалидности установлено, что работающие инвалиды I и II группы, не участвующие в правоотношениях по государственному социальному страхованию, обеспечиваются путевками, приобретенными за счет средств республиканского бюджета (пп. 6 и 7 Указа № 542).

Справочно: работающие инвалиды, не уплачивающие обязательные страховые взносы в бюджет фонда, лишаются права на санаторно-­курортное лечение или оздоровление с использованием средств этого бюджета. При этом они не имеют права на получение путевок, приобретенных за счет средств республиканского бюджета, т. к. являются работающими (не являются неработающими). Таким образом, работающие инвалиды дискриминируются в праве на санаторно-­курортное лечение или оздоровление по признаку инвалидности, что противоречит ст. 6 Закона Республики Беларусь от 30.06.2022 № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Чтобы устранить эту коллизию, из Указа № 542 исключено разделение инвалидов I и II группы на работающих и неработающих и установлено, что все эти лица обес­печиваются санаторно-­курортным лечением или оздоровлением за счет средств республиканского бюджета. В этих же целях из общего числа лиц, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выделены в отдельную категорию пострадавшие от нее инвалиды.

Путевки для лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы

Для лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов), установлен минимальный срок участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию, необходимый для получения путевки. При определении размера частичной платы за путевку считается, что среднемесячный доход этих лиц — не ниже номинальной начисленной средней заработной платы работников Республики Беларусь (ч. 1 подстрочного примечания * к п. 8 Указа № 542).

Справочно: в соответствии с новой редакцией Указа № 542 право на санаторно-­курортное лечение или оздоровление у данных лиц возникает, если согласно документам персонифицированного учета за отчетный год обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачены ими не менее чем за 183 календарных дня отчетного года либо за весь период со дня постановки на учет до окончания отчетного года (подстрочное примечание ** к п. 8 Указа № 542), что соответствует законодательству о государственном социальном страховании в части возникновения у лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, права на выплаты из этого бюджета.
Размер дохода этих лиц фиксируется на уровне средней заработной платы, т. к. в противном случае имеется риск его расчета по минимальной сумме обязательных страховых взносов (минимальной заработной плате).
Оба положения направлены на недопущение злоупотребления гражданами правом на санаторно-­курортное лечение или оздоровление за счет средств бюджета фонда.

Право инвалидов и детей в составе организованных групп

Упорядочено право инвалидов и детей в составе организованных групп на санаторно-­курортное лечение или оздоровление с сопровождением (ч. 1 п. 11 Указа № 542).

Источник финансирования мероприятий по санаторно-­курортному лечению и оздо­ровлению детей работающих граждан изменен с бюджета фонда на респуб­ликанский бюджет (абз. 3 ч. 1 п. 17 Указа № 542).

Справочно: государственное социальное страхование не распространяется на несовершеннолетних детей. На цели их санаторно-­курортного лечения и оздоровления до принятия Указа № 343 использовались средства бюджета фонда, что противоречило ст. 8 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования». Данное положение упорядочено путем изменения источника финансирования соответствующих мероприятий.

Упорядочение перечней граждан

Упорядочен перечень граждан, имеющих право на санаторно-­курортное лечение или оздоровление за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 2 п. 17 Указа № 542).

Кроме того, упорядочены категории граждан из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, пенсионеров из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, имеющие право на санаторно-­курортное лечение или оздоровление (абз. 4 и 6 п. 8 Указа № 542).

Обеспечение путевками в ведомственные санатории

Определен общий порядок обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава путевками в ведомственные санаторно-­курортные организации Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства обороны (пп. 12 и 13 Указа № 542, пп. 2–4 приложения к Указу № 343).

Справочно: в настоящее время нормы о порядке организации санаторно-­курортного лечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава в ведомственных санаториях Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности включены в законодательство по вопросам деятельности этих государственных органов (Указ Президента Республики Беларусь от 08.07.2013 № 307 «О вопросах совершенствования деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь» и Положение о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2013 № 325 соответственно).
В целях систематизации эти нормы включены в новую редакцию Указа № 542.
До настоящего времени Министерство обороны не организовывало санаторно-­курортное лечение и оздоровление военнослужащих в санатории Вооруженных Сил Республики Беларусь. Теперь оно наделено такой компетенцией.

Периодичность получения путевок

Дополнительно установлена периодичность получения путевок лицами, имеющими право на ежегодное санаторно-­курортное лечение или оздоровление с частичной оплатой:

Справочно: необходимость дополнительной регламентации периодичности выделения путевок обоснована относительной недостаточностью объемов бюджетного финансирования. Вследствие чего неработающие граждане ожидают получения путевки на протяжении 3 и более лет, а количество путевок, ежегодно приобретаемых для работающих лиц, значительно ниже их потребности в них. Для того чтобы обес­печить ежегодное санаторно-­курортное лечение или оздоровление этих лиц, из рес­публиканского бюджета и бюджета фонда потребуется выделить дополнительное финансирование, объемы которого в разы превышают текущие затраты Республики Беларусь на санаторно-­курортное лечение и оздоровление населения в целом.
Установленная Указом № 343 периодичность выделения путевок лицам, имеющим право на санаторно-­курортное лечение или оздоровление с частичной оплатой, соответствует объективно сложившейся практике, не потребует выделения дополнительного финансирования из республиканского бюджета или бюджета фонда.

Изменения в Положении № 542

Установлен перечень используемых терминов и их определений (приложение 2 к Указу № 542).

В Положении № 542порядок выделения и выдачи путевок приведен в соответствие с новой редакцией Указа № 542.

Положение № 542 приведено в соответствие с законодательством об образовании и об административных процедурах. Нормы об ответственности за несоблюдение порядка выдачи путевок приведены в соответствие с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и бюджетным законодательством.

В Указ № 542 и Положение № 542 внесены другие редакционные правки, обеспечивающие их соответствие основным требованиям нормотворческой техники.

Порядок выделения путевок

Организация оздоровления и санаторно-­курортного лечения населения возложена на Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-­курортному лечению населения (далее — Центр), через представительства которого и выделяются путевки.

Путевки выделяются в санаторно-­курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь по перечню, утверждаемому Правительством.

Справочно: перечень санаторно-­курортных и оздоровительных организаций для реализации гражданами права на санаторно-­курортное лечение или оздоровление с использованием средств республиканского бюджета или бюджета фонда утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.2021 № 610.

Для выделения путевки работники подают заявление в комиссию по оздоровлению и санаторно-­курортному лечению населения по месту работы (службы, учебы). Лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, подают заявление в представительство Центра по месту жительства.

Среднемесячный денежный доход получателя путевки должен определяться исходя из общего размера фактически полученного им денежного дохода за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки, путем деления:

  • на 12 — если доход получен в каждом из 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки;
  • на количество месяцев, в которых фактически был получен доход, — если доход получен не в каждом из 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки.

Размер среднемесячного денежного дохода получателя путевки — лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы на социальное страхование в бюджет фонда, за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки, признается равным номинальной начисленной средней заработной плате работников Республики Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки (ч. 2 подстрочного примечания * к п. 8 Указа № 542).

Ежеквартально до 8‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, комиссия составляет отчеты об использовании путевок, приобретенных с использованием средств бюджета фонда и республиканского бюджета.

Справочно: за каждую неиспользованную или необоснованно выданную путевку организация возвращает Центру денежные средства в размере полной стоимости такой путевки с учетом начисленных пеней за каждый день просрочки с 25‑го числа месяца, следующего за кварталом, соответствующим указанному в этой путевке сроку.

538 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Дипломы о переподготовке получили более 60 специалистов

Специалисты из разных уголков Беларуси успешно прошли переподготовку и получили дипломы по специальности «Организация здравоохранения».
Руководитель. Здравоохранение № 10 (142) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 51

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2757
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок