Что грозит организации здравоохранения при проверке органами государственной статистики

Вопросы представления данных централизованной государственной статистической отчетности являются важными для всех субъектов хозяйствования. Контроль в данной сфере осуществляют органы государственной статистики. В каких случаях возможно проведение проверки данными контролирующими органами? И какие последствия по результатам проверки могут наступить для организации здравоохранения? Об этом мы расскажем в статье.

Бодунов Сергей

Консультант Юридического управления Национального статистического комитета Республики Беларусь

711 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проведение контроля органами государственной статистики осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Когда организацию здравоохранения могут проверить

Органы государственной статистики проводят как выборочные, так и внеплановые проверки соблюдения порядка представления данных государственной статистической отчетности.

Справочно: государственная статистика — система сбора, обработки, хранения и защиты первичных статистических данных, формирования, накопления, распространения и представления официальной статистической информации.

Выборочные проверки

Органы государственной статистики отбирают субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении органа государственной статистики информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля.

Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки (утв.приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.02.2018 № 39) размещены на сайте комитета.

Руководителю на заметку
Одним из общих критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки является несвоевременное представление государственной статистической отчетности после окончания срока сбора исправленных первичных статистических данных по соответствующей форме государственной статистической отчетности в виде электронного документа.

При отборе проверяемых субъектов для включения в планы выборочных проверок органами государственной статистики также учитывается информация, полученная:

  • в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
  • от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
  • от государственного органа, иной организации или физического лица.

Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок проверяющими Национального статистического комитета и главных статистических управлений областей и г. Минска.

Справочно: с планами выборочных проверок, проводимых в т. ч. органами государственной статистики, можно ознакомиться на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь по короткой ссылке clck.ru/ebmZq.

Внеплановые проверки

Внеплановая проверка назначается органами государственной статистики в порядке и по основаниям, предусмотренным в п. 12 Указа № 510, в частности:

  • по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, данному в отношении конкретного субъекта, поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;
  • при наличии у органа государственной статистики информации, в т. ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, другой организации или физического лица, свидетельствующей об искажении данных государственной статистической отчетности.

Каков порядок проведения проверок

При проведении проверок органы государственной статистики проверяют достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных и иных документов.

Справочно: перечень первичных учетных и иных документов, на основании данных которых представляются первичные статистические данные по форме государственной статистической отчетности, содержится в указаниях по заполнению этой формы государственной статистической отчетности.

Субъекты хозяйствования представляют первичные статистические данные с момента создания субъекта и до момента его ликвидации (прекращения деятельности).

Справочно: первичные статистические данные представляются на основании данных первичных учетных и иных документов, имеющихся на дату представления государственной статистической отчетности за соответствующий отчетный период.

С целью проведения проверок органы государственной статистики имеют право посещать территорию и помещения (кроме жилых) государственных органов, иных организаций (за исключением организаций, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом), их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей.

Наиболее частые нарушения

Основным видом нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности, выявляемым органами государственной статистики при проведении проверок, является представление искаженных данных государственной статистической отчетности.

Справочно: искажение данных государственной статистической отчетности — это неправильное составление государственной статистической отчетности согласно указаниям по ее заполнению и (или) несоответствие первичных статистических данных данным первичных учетных и иных документов, выявленное после установленного срока представления первичных статистических данных.


ПРИМЕР
Наиболее часто выявляемое искажение первичных статистических данных по форме государственной статистической отчетности 2‑т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» — неотражение суммы просроченной задолженности по заработной плате при наличии такой задолженности в соответствии с данными первичных учетных и иных документов.


При проведении проверок органы государственной статистики также выявляют факты непредставления государственной статистической отчетности.

Ответственность за нарушения

Лица, ответственные за составление и представление первичных статистических данных, допустившие нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности, несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность

В силу чч. 1 и 2 ст. 24.12 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные лица и (или) иные уполномоченные лица, ответственные за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальные предприниматели, представившие искаженные данные государственной статистической отчетности, несвоевременно представившие или не представившие такую отчетность органам государственной статистики.

Справочно: право составлять протоколы об административных правонарушениях по чч. 1 и 2 ст. 24.12 КоАП имеют:
– органы Комитета государственного контроля;
– прокурор;
– органы государственной статистики.

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ.

Важно
Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ.

Уголовная ответственность

На основании ч. 2 ст. 427 УК должностное или иное уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности за внесение заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделку документов, либо составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, с целью искажения данных государственной статистической отчетности.

Справочно: санкция ч. 2 ст. 427 УК предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Для привлечения должностного или иного уполномоченного лица к уголовной ответственности такое деяние должно быть им совершено только:

  • с прямым умыслом;
  • при наличии специальной цели в виде корыстной или иной личной заинтересованности;
  • с целью искажения данных государственной статистической отчетности.

Рекомендации для организации здравоохранения

Во избежание нарушения законодательства о государственной статистике проверяемому субъекту необходимо:

1) в письменной форме (путем издания соответствующего приказа, закрепления в должностной инструкции) уполномочить работников на составление и представление первичных статистических данных по соответствующей форме государственной статистической отчетности;

Справочно: лицо, ответственное за составление и представление первичных статистических данных, — руководитель респондента (лицо, исполняющее его обязанности, индивидуальный предприниматель) или уполномоченный на составление и представление первичных статистических данных работник респондента.

2) обеспечить надлежащее ведение бухгалтерского учета и своевременное представление первичных учетных и иных документов ответственному лицу для составления и представления достоверных данных государственной статистической отчетности.


711 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Принятие в госсобственность имущества на безвозмездной основе: правила, особенности, ответственность

Руководитель. Здравоохранение № 12 (132) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 412
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок