Три способа привлечь безвозмездную (спонсорскую) помощь в клинику, санаторий

В статье рассмотрены способы привлечения организацией здравоохранения, санаторием имущественных благ на добровольной основе в виде безвозмездной помощи, юридические аспекты получения такой помощи и последствия нарушения порядка ее использования.

Васильева Лидия

юрист

1065 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Развитие материально-технической базы организации здравоохранения, санатория (далее — организация здравоохранения) возможно не только за счет собственных средств или средств, выделяемых из государственного (местного) бюджета. Еще одним законным источником финансовых и материальных поступлений может стать безвозмездная (спонсорская) помощь (далее — помощь).

Организация здравоохранения вправе получать помощь от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), граждан. Они могут быть резидентами Республики Беларусь или нерезидентами. От статуса спонсора зависит установленный законодательством порядок оформления, предоставления, принятия, использования помощи, обязанности ее получателя.

Безвозмездность помощи означает, что ее предоставление не может быть обусловлено принятием и исполнением организацией здравоохранения встречных обязательств в отношении спонсора (жертвователя) или третьих лиц.

Принимаем помощь от белорусской организации или ИП

Правовое регулирование. С 1 июля 2005 г. предоставление помощи белорусскими организациями или ИП осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300), который определяет, кто, кому, в виде чего, на какие цели, в каком порядке вправе (и не вправе) предоставлять помощь.

Получатели. Получателями помощи могут быть организации Беларуси: государственные и негосударственные организации здравоохранения, в т. ч. центры гигиены и эпидемиологии, санатории — как коммерческие, так и некоммерческие.

Спонсоры. Ими вправе выступать:

1) зарегистрированные в Беларуси ИП и коммерческие юридические лица негосударственной формы собственности — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые, закрытые), унитарные предприятия;

2) зарегистрированные в Беларуси некоммерческие юридические лица — общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) ИП (ассоциации и союзы) (п. 3 ст. 44 ГК) в порядке, определенном их учредительными документами;

3) государственные органы и организации Беларуси, определенные в п. 9 Указа № 300 в установленном им порядке.

Наибольший интерес в качестве спонсоров для организаций здравоохранения представляют отечественные коммерческие юридические лица: банки, промышленные и телекоммуникационные предприятия, организации IT‑сферы, владельцы розничных и оптовых торговых сетей, в т. ч. ювелирных, поставщики зарубежного оборудования (в т. ч. медицинского) и т. п.

Объекты помощи. В качестве помощи организация здравоохранения вправе принять денежные средства (в т. ч. в иностранной валюте), товары (имущество), работы, услуги, имущественные права (ч. 1 п. 1 Указа № 300).

Не может быть предоставлено в качестве помощи движимое и недвижимое имущество на условиях безвозмездного пользования, поскольку условием безвозмездной помощи является ее безвозвратность (ч. 2 п. 1 Указа № 300, ст. 643 ГК). В этих случая необходимо оформлять отношения договором ссуды.

На практике организациям здравоохранения Беларуси помощь оказывается в виде денежных средств в национальной валюте, медицинского оборудования, других изделий медицинского назначения, компьютерной техники и мебели, ремонтных работ.

С точки зрения обеспечения законности большое значение имеет цель, на которую предоставляется помощь.

Цель предоставления помощи. Юридические лица и ИП Беларуси вправе предоставлять, а получатели — принимать помощь исключительно для целей, определенных в Указе № 300. Применительно к деятельности организаций здравоохранения такими целями являются:

  • создание и укрепление материально-технической базы;
  • приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
  • оказание медицинской помощи граж­данам Беларуси;
  • содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни (абз. 2, 6 ч. 1 п. 2 Указа № 300).

По решению Президента Республики Беларусь или с его согласия помощь может быть предоставлена и на другие цели (ч. 3 п. 2 Указа № 300).

Наиболее часто на практике используют первые две группы целей.

Привлечение спонсора. Помощь оказывается на основе добровольности (ч. 2 п. 1 Указа № 300)Инициатива в предоставлении помощи может исходить как от потенциального спонсора, так и от организации здравоохранения, как получателя такой помощи. Последний вариант имеет больше шансов привлечь помощь в организацию здравоохранения. Для его реализации необходимо:

1) определить что, в каком объеме и для каких целей, определенных Указом № 300, организации нужна помощь, а также стоимость необходимого имущества, работ, услуг;

2) получить информацию о действующих на территории организации субъектах хозяйствования, выбрать из них наиболее платежеспособных. Если необходимо, можно обратиться за содействием в исполком. Если не получается привлечь местных спонсоров, можно попытаться привлечь спонсоров из других городов данной или иных областей и г. Минска;

3) подготовить и направить письма* в адрес потенциальных спонсоров (спонсора) с максимально мотивирующим текстом и информацией о том, в каком имуществе, работах, услугах, денежной сумме нуждается организация (наименование, объем, количество), какой социальный эффект даст их получение и использование. При этом следует учитывать, что требовать предоставления помощи запрещается (ч. 2 п. 1 Указа № 300);

От редакции
Правила подготовки и структура эффективного письма спонсору вы можете скачать по ссылке.

4) провести переговоры с откликнувшимися на письмо субъектами хозяйствования — с каждым по отдельности или всеми вместе. При достижении договоренности перейти к оформлению предоставления помощи.

Порядок предоставления (получения) помощи. Помощь предоставляется на основании договора, заключаемого между ее получателем и спонсором в простой письменной форме (если в качестве помощи предоставляются денежные средства, товары (движимое имущество), работы, услуги, имущественные права). По предложению одной из сторон такой договор подлежит нотариальному удостоверению.

Стороны вправе воспользоваться примерной формой договора (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2005 г. № 779) или разработать свою, в т. ч. с учетом примерной формы. В любом случае в договоре должны быть отражены следующие обязательные условия (сведения):

  • наименование спонсора и получателя помощи;
  • размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой помощи;
  • цель предоставления помощи;
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа № 300);
  • порядок представления получателем помощи спонсору отчета о ее целевом использовании;
  • сведения об оказании помощи в установленных пределах — для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа № 300.

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи вы можете скачать по ссылке.
Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи_Приложение 1 вы можете скачать по ссылке.

В договор по соглашению сторон могут быть включены и иные условия с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства (ч. 1 п. 5 Указа № 300).

С соблюдением указанных требований может быть заключен договор на разовое получение помощи, а также рамочный договор, конкретные условия которого (перечень товаров (работ, услуг), размер и порядок оказания спонсорской помощи) будут согласовываться сторонами в приложениях к нему.

Также возможно заключить многосторонний договор между организацией здравоохранения, как получателем помощи, и несколькими спонсорами, если последние на это согласятся.

До заключения договора следует уточнить у спонсора, принято ли решение о предоставлении помощи в порядке, установленном уставом и законодательством, если спонсор является юридическим лицом. Например, в хозяйственных обществах решение о предоставлении помощи принимает общее собрание участников общества, если уставом такое право не предоставлено совету директоров (наблюдательному совету) или руководителю*. В последних двух случаях могут быть установлены ограничения по размеру предоставления помощи.

* абз. 9 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах».

В случаях, определенных уставом организации-спонсора, а также п. 9 Указа № 300, подписанный сторонами договор считается заключенным после получения согласия на предоставление помощи соответствующего вышестоящего органа (должностного лица), учредителя, в иных случаях — после его подписания уполномоченными представителями сторон или нотариального удостоверения.

Помощь в виде денежных средств относится к целевым средствам. Бюджетным организациям здравоохранения такая помощь перечисляется на текущий счет по внебюджетным средствам, иным организация — на текущий (расчетный) счет. В обоих случаях организация здравоохранения вправе открыть в банке благотворительный счет (ст. 210 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Обязанности получателя помощи. Организация здравоохранения, как получатель помощи, обязана:

  • использовать помощь в соответствии с целями, на которые она предоставлена;
  • вести учет всех операций по использованию полученной помощи;
  • предоставлять спонсору отчет о целевом использовании помощи в порядке и по форме, определенной договором (п. 6, 7 Указа № 300).

Руководителю на заметку
Использование помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо помощи, предоставленной без заключения договора, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2–4 ст. 23.84 КоАП в виде штрафа, а в последних двух случаях также с возможностью ее конфискации.

Принимаем помощь от иностранных юридических и физических лиц

Правовое регулирование. С 4 марта 2016 г. предоставление помощи нерезидентами Республики Беларусь организациям Беларуси осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» и утвержденным им Положением (далее — Положение).

Получатели. Получателями иностранной помощи могут быть государственные и частные организации здравоохранения.

Спонсоры. Отправителями (спонсорами) могут быть: иностранные государства; международные и иностранные организации; граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь; иностранные анонимные жертвователи (абз. 6 п. 2 Положения).

Объекты помощи. В качестве иностранной помощи спонсор вправе предоставить, а получатель — принять: денежные средства в иностранной валюте или белорусских рублях; товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Беларуси, и имущественных прав, — безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение (абз. 3 п. 2 Положения).

Не допускается, помимо прочего, предоставление в качестве иностранной помощи: пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев, изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинской техники — менее 5 лет.

Цель использования помощи. Иностранная помощь, как и помощь, предоставляемая по Указу № 300, имеет целевое назначение. Применительно к организациям здравоохранения иностранная помощь и имущество, приобретенное за счет средств этой помощи, могут использоваться для оказания медицинской помощи (а также медико-социальной помощи), укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения (абз. 6, 8 п. 3 Положения).

Для использования помощи на цели, не указанные в Положении, необходимо обратиться в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее — Департамент), которому предоставлено право по согласованию (в отношении помощи в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления) и без согласования (в отношении помощи в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления) с Президентом определять иные цели использования иностранной помощи.

Привлечение спонсора. Привлечь иностранного спонсора сложнее, чем отечественного. Для этого потребуется обращаться в дипломатические представительства иностранных государств, аккредитованные на территории Беларуси, зарегистрированные в Беларуси представительства крупных иностранных компаний или напрямую в эти компании, либо обращаться за содействием к местным или республиканским органам власти.

Порядок предоставления (получения) помощи. Законодательство не устанавливает особой формы договора, опосредующего иностранную помощь. Главное, чтобы документ содержал сведения об объекте иностранной помощи (денежных средствах, товарах, имуществе), его сумме (стоимости), условиях и целях использования помощи.

Для принятия в качестве иностранной помощи денежных средств (п. 9–11 Положения) организация здравоохранения обязана открыть в банке благотворительный счет в иностранной валюте или белорусских рублях. На данный счет зачисляются денежные средства, поступившие в безналичном порядке, а в течение трех банковских дней со дня получения вносятся наличные денежные средства.

Приемка помощи в виде товаров (имущества) (п. 7 Положения) осуществляется комиссией, созданной по решению (распоряжению) руководителя организации здравоохранения, в присутствии представителя исполкома, расположенного по месту хранения помощи, в течение одного месяца со дня их ввоза на территорию Беларуси. По результатам приемки организацией составляется акт приемки помощи по установленной форме*.

* приложение 2 к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2016 г. № 2 «Об установлении форм документов» (далее — постановление № 2).

Использовать полученную иностранную помощь можно только после ее регистрации в Департаменте. Заявление о регистрации должно быть подано не позднее трех месяцев после получения помощи.

От регистрации освобождается иностранная помощь в виде имущества стоимостью до 500 базовых величин на дату ее поступления, полученная организацией для использования в своей производственно-хозяйственной деятельности (абз. 2 п. 18 Положения(товары медицинского назначения или медицинская техника, лекарства, перевязочные материалы и т. д.). Такая помощь может быть использована сразу после ее приемки.

Виды помощи, которые можно зарегистрировать до ввоза в Беларусь, определены в п. 21 Положения.

Обязанности получателя помощи. На основании Положения организация здравоохранения, как получатель иностранной помощи, обязана:

  • открыть в банке благотворительный счет (при получении в качестве помощи денежных средств);
  • принять в установленные сроки с участием комиссии помощь в виде товаров (имущества);
  • до использования помощи зарегистрировать ее в Департаменте не позднее трех месяцев после получения. Требования к перечню и оформлению документов, которые необходимо подать для регистрации помощи, определены в п. 20–22 Положения и постановлении № 2;
  • предоставить отчет об использовании иностранной помощи в порядке и сроки, определенные главой 10 Положения.

Руководителю на заметку
Нарушение порядка использования иностранной помощи влечет административную ответственность на основании ст. 23.23 КоАП в виде штрафа, в т. ч. с конфискацией безвозмездной помощи.

Принимаем помощь от белорусского физического лица

Правовое регулирование. При предоставлении организации здравоохранения помощи белорусским физическим лицом имеет место пожертвование, т. е. дарение вещи или права в общеполезных целях.

Получатели. Исходя из анализа п. 1 ст. 553 ГК, получателями пожертвований могут выступать государственные и частные организации здравоохранения.

Жертвователи. В качестве жертвователей могут выступать только граждане Республики Беларусь, а также постоянно проживающие в Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства (далее — граждане).

Объект пожертвования. В качестве него могут выступать движимые вещи, в т. ч. деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права (абз. 2 ст. 128 ГК).

Цель использования помощи. Пожертвование имущества юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии указанного условия организация здравоохранения должна использовать пожертвованное имущество в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 553 ГК).

Привлечение жертвователя. Побудить граждан пожертвовать имущество можно, разместив в помещении организации здравоохранения в общедоступных местах информацию о том, что граждане могут пожертвовать деньги или имущество, которое необходимо организации, способах, которыми они могут это сделать, и лицах, к которым следует обратиться.

Порядок предоставления (получения) пожертвования. На принятие пожертвований не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Форма договора пожертвования законодательством не определена — он может быть заключен как в простой письменной, так и устной форме.

Для удобства ведения учета в организации рекомендуем заключать договоры пожертвования в письменной форме. В таком договоре следует указать: наименование организации здравоохранения, Ф.И.О. и паспортные данные физического лица — жертвователя; описание пожертвования, в т. ч. его стоимость (если ее можно установить точно); цель (назначение) использования пожертвованного имущества (если жертвователь настаивает на необходимости использования имущества по определенному назначению); порядок предоставления пожертвования. По желанию сторон в договор также можно включить условие о необходимости предоставления отчета о целевом использовании пожертвованного имущества.

Руководителю на заметку
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил п. 4 ст. 553 ГК дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 553 ГК).

Обязанности получателя помощи. Организация здравоохранения, как получатель помощи (пожертвования), обязана: использовать имущество в соответствии с назначением, определенным жертвователем, а если такового не определено — назначением имущества; вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, назначение которого определено; получать согласие жертвователя, а в случае его смерти — решение суда на использование имущества по другому назначению, когда его использование по определенному жертвователем назначению становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств (п. 3, 4 ст. 553 ГК).

Заключение

Рассмотренные способы получения организацией здравоохранения материальных благ на безвозмездной основе позволят правильно квалифицировать помощь и оформить отношения, а также избежать последствий нарушения порядка предоставления и использования помощи в каждом конкретном случае. 

1065 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Использование иностранной безвозмездной помощи: отчетность, эффективность, ответственность

Руководитель. Здравоохранение № 6 (102) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1594
• • •

«Развитие во всем — это один из источников вдохновения»: интервью с директором медицинского центра «ЛОДЭ» (г. Гродно) Александром Анатольевичем Гавриликом

Наш 2024 г. мы начинаем с разговора с интересным собеседником, который занимал руководящие должности в государственных организациях здравоохранения, а теперь возглавляет...
Руководитель. Здравоохранение № 1 (133) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 394
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок