Управляем конфликтами интересов: алгоритм работы в организации

Управление конфликтами интересов является одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции в деятельности организации здравоохранения. Но как организовать данный процесс и сделать его налаженным и четким? Расскажем об этом в статье.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

815 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Принципы для управления конфликтами интересов

Построить работу по управлению конфликтом интересов в организации здравоохранения нужно с учетом следующих принципов:

  1. обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  2. индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка рисков для организации здравоохранения при выявлении каждого случая конфликта интересов и его урегулирование;
  3. конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  4. соблюдение баланса интересов организации здравоохранения и государственного должностного лица при урегулировании конфликта интересов;
  5. защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт им и урегулирован (предотвращен).

Справочно: Министерством внутренних дел во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь подготовлена памятка для работы комиссий по противодействию коррупции по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Что важно сделать на локальном уровне

Для того, чтобы организовать работу по управлению конфликтами на локальном уровне, руководителю необходимо предпринять ряд действий.

Разграничение должностных лиц

Определения и концептуальные различия государственных должностных лиц (далее — ГДЛ) и приравненных к ним лиц приведены в абз. 3, 5 ст. 1 Закона. Разграничение данных лиц в сфере здравоохранения представлено в таблице.

Таблица

Разграничение должностных лиц

Таким образом, относительно лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих должности, связанные с выполнением организационно-­распорядительных или административно-­хозяйственных обязанностей, критерием разграничения ГДЛ и приравненных к ним лиц является форма собственности организаций, в которых такие лица работают.

При подготовке перечня ГДЛ и приравненных к ним лиц, кроме того, необходимо руководствоваться приказом Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 05.06.2023 № 846 «О предотвращении и урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией» (далее — приказ № 846).

Приказом № 846:

  • определен Перечень лиц с наиболее высоким коррупционным риском, в деятельности которых может возникнуть конфликт интересов;
  • дано определение организационно-­распорядительных, административно-­хозяйственных функций, а также юридически значимых действий.

Оформление письменных обязательств

Государственные должностные лица в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, должны давать письменное обязательство.

С 01.03.2023 обязанности государственных должностных лиц в этой части дополнены, т. к. возросла нагрузка на кадровые службы организаций здравоохранения, у которых по состоянию на 01.03.2023 должны храниться письменные обязательства государственных должностных лиц в актуальном состоянии.

Это важно
Теперь письменные обязательства подписываются не только по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона, но также и по соблюдению порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона (ч. 1 ст. 16 Закона).

Кадровым службам при составлении письменных обязательств следует учесть, что по-новому сформулирован целый ряд иных ограничений, устанавливаемых для государственных должностных и приравненных к ним лиц, предусмотренных ст. 17 Закона.

Также вы можете ознакомиться с примерной формой письменных обязательств.

Обеспечение выполнения задач

Целью предотвращения конфликта интересов является создание условий для осуществления работниками организации здравоохранения своих служебных (трудовых) обязанностей, которые минимизируют вероятность возникновения и (или) развития конфликтов интересов.

Для достижения данной цели руководителю важно на локальном уровне обес­печить выполнение следующих задач:

1) совершенствование органи­за­ционно-­кадровой структуры организации здравоохранения (ее обособленных и структурных подразделений);

2) уточнение и оптимизация служебных (трудовых) обязанностей должностных лиц;

3) установление и реализация эффективной системы внутреннего контроля за работой должностных лиц со стороны непосредственных руководителей, включающей в себя:

  • контроль за трудовой и исполнительской дисциплиной;
  • мониторинг реализации прав и обязанностей в целях предупреждения фактов превышения (злоупотребления) служебных полномочий;
  • проведение разъяснительной и воспитательной работы для повышения уровня правовых знаний должностных лиц, антикоррупционная пропаганда, организация правового просвещения должностных лиц;
  • проведение внутренней проверки информации, поступающей из различных источников, о причастности должностных лиц к коррупции, обес­печение немедленного информирования по указанным фактам руководства;
  • контроль за служебной деятельностью должностных лиц, соблюдением ими специальных антикоррупционных ограничений и запретов;
  • принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей должностного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства о борьбе с коррупцией, обеспечение немедленного информирования о его возникновении руководства;

4) проведение просветительской работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, их возникновении, порядке их предотвращения и урегулирования, которая проводится работниками отдела кадров и юридического отдела, комиссией по противодействию коррупции при принятии на работу, а также в процессе трудовой деятельности работников;

5) обеспечение должностным лицом постоянного самоконтроля, принятия решения при осуществлении служебных (трудовых) обязанностей объективно и беспристрастно вне зависимости от семейных, политических, религиозных, этических или иных предпочтений.

Это важно
С целью предотвращения конфликта интересов государственные должностные лица обязуются соблюдать ограничения, установленные ст. 17–21 Закона.

Должностные лица обязаны руководствоваться интересами организации здравоохранения без учета своих личных интересов, интересов своих родственников, свой­ственников и друзей при принятии решений и выполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.

Но если такая ситуация все-таки возникла, руководителю важно правильно организовать порядок выявления конфликтов.

Порядок выявления конфликта интересов

Как правило, обязанности по выявлению и установлению конфликта интересов возлагаются на должностных лиц (государственных должностных лиц), работников отдела кадров и юридического отдела.

Справочно: комиссия по противодействию коррупции осуществляет координацию деятельности в организации здравоохранения по выявлению и установлению конфликта интересов, по его предотвращению и урегулированию (п. 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732).

Получение информации

Сведения о конфликте интересов с участием конкретных должностных лиц могут быть получены:

  • от самих должностных лиц организации здравоохранения или иных работников организации здравоохранения, их руководителей;
  • из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;
  • в результате анализа имеющихся сведений о личных интересах должностных лиц или иного работника организации здравоохранения и выполняемых им служебных (трудовых) обязанностях;
  • из других источников.

После получения информации важно провести анализ сложившейся ситуации.

Алгоритм анализа ситуации

Чтобы отнести ситуацию к конфликту интересов, необходимо в рамках организации здравоохранения выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Устанавливаем стороны, которые участвуют в ситуации

Нужно определить, кто из работников участвовал в ситуации и относится ли он к государственным должностным лицам (далее — должностное лицо). Важно понимать, кто относится к близким родственникам и свой­ственникам такого работника.

К близким родственникам такого работника относятся родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).

К свой­ственникам — родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги) (абз. 11 ч. 1 ст. 1 Закона).

Шаг 2. Определяем наличие личного интереса

Важно определить наличие личного интереса должностного лица организации здравоохранения, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников.

Шаг 3. Определяем обязанности работника

В рамках данного шага следует определить наличие у должностного лица конкретных обязанностей по службе (работе), на которые может повлиять личный интерес (принятие решения, участие в принятии решения, совершение других действий по службе (работе)).

Можно ответить на следующие вопросы:

  • в чем заключалась служебная (трудовая) обязанность должностного лица?
  • входило ли совершение действия, приведшего к конфликту интересов, в служебные (трудовые) обязанности должностного лица, на основании чего возникла обязанность совершения данного действия, принятия решения?
  • в совершении каких ненадлежащих действий по службе (работе) состоял личный интерес должностного лица организации здравоохранения (далее — ОЗ), его супруга (супруги), близких родственников, свой­ственников и в чем состоял ненадлежащий характер данных действий?
  • могло ли должностное лицо ОЗ реально повлиять на надлежащее исполнение действий по службе (работе)?
  • какое решение должно было принять должностное лицо ОЗ, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по службе (работе) должно было совершить?

Шаг 4. Устанавливаем факт влияния личного интереса

Устанавливается факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.

Важно ответить на вопрос: была ли возможность удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения работником?

Шаг 5. Констатируем конфликт интересов

Работники организации здравоохранения, установившие наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов, уведомляют своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находятся (руководителя структурного подразделения, заместителя главного врача и т. д.), о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.

Это важно
Уведомление оформляется в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в организации здравоохранения.

Шаг 6. Уведомляем главного врача

Руководители структурных подразделений, заместители главного врача, председатель комиссии по противодействию коррупции, работники отдела кадров и (или) юридического отдела при выявлении признаков реального или потенциального конфликта интересов или при получении уведомления от подчиненного работника незамедлительно должны уведомить об этом главного врача.

Уведомление также оформляется в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в организации здраво­охранения.

В уведомлении подробно указываются:

  • наличие признаков конфликта интересов;
  • суть конфликта интересов;
  • причина и время его возникновения;
  • отношение работника к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы);
  • значимость конфликта интересов.

При подаче уведомления руководители структурных подразделений, работники отдела кадров и (или) юридического отдела вправе внести предложения по возможным вариантам разрешения или предотвращения конфликта интересов (например, самоотвод должностного лица от принятия решения или участия в принятии решения, передача полномочий по принятию решения или участию в принятии решения иному работнику и др.).

Также вы можете ознакомиться с чек-листом «Анализируем ситуацию при выявлении конфликта интересов».

815 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2556
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок