В чем особенности новых ССЭТ к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения?

В статье приводится обзор некоторых важных нововведений, которые предусмотрены специфическими санитарно-­эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, а также соотношение указанных специфических требований с ранее принятыми нормативными правовыми актами, имеющими тот же предмет правового регулирования.

Пацай Виктор

партнер «Юридической компании ЮКОН»

1274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 07.03.2020 вступили в силу специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130) (далее — ССЭТ). В то же время сохраняет свою силу постановление Министерства здраво­охранения Республики Беларусь от 05.07.2017 № 73 и утвержденные им Санитарные нормы и правила «Санитарно-­эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях» (далее — СанПиН).

Исходя из указанного возникает вопрос о том, как соотносятся между собой по юридической силе нормы трех нормативных правовых актов:

  • Общих санитарно-­эпидемиологичес­ких требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства») (далее — Общие СЭТ);
  • ССЭТ;
  • СанПиН.

О соотношении Общих СЭТ, ССЭТ, СанПиН

Общие СЭТ утверждены Декретом Президента.

ССЭТ утверждены постановлением Совета Министров на основании полномочий, предоставленных Правительству абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Общих СЭТ.

СанПиН утверждены постановлением Минздрава.

Утвержденные нормативные правовые акты являются неотъемлемой частью нормативных правовых актов, которыми они утверждены. Юридическая сила утвержденных нормативных правовых актов определяется юридической силой нормативных правовых актов, которыми они утверждены (п. 3 ст. 21, п. 8 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»; далее — Закон о НПА).

Декреты и указы Президента Респуб­лики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Совета Министров (п. 4 ст. 23 Закона о НПА).

Нормативные правовые акты Совета Министров имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств (п. 5 ст. 23 Закона о НПА).

Таким образом, приоритетными нормативными правовыми актами являются Общие СЭТ и ССЭТ. Требования, изложенные в СанПиН, противоречащие ССЭТ, не применяются.

От редакции
Аналогичный вывод представлен в комментарии Министерства здравоохранения к специфическим санэпидтребованиям к санаториям в отношении Общих СЭТ, ССЭТ к санаториям и санитарных норм и правил, утвержденных постановлениями Минздрава для санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Далее рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, нововведения ССЭТ.

Нововведения ССЭТ

1.    В ССЭТ даны определения ряду терминов, что позволит исключить различные подходы к их толкованию в правоприменительной практике. Например, под изолированным блоком понимается помещение (набор помещений), отделенное(ый) от других смежных частей здания перегородочными стенами (перегородками), имею­щее(ий) отдельный вход (выход) с территории общего пользования в здании или с улицы.

Под помещением постоянного пребывания работников понимаются помещения, в которых работник проводит более 50 % рабочего времени или более 2 ч непрерывно.

2.    ССЭТ изменяют подход к помещениям организаций, оказывающих услуги по пластической эстетической хирургии. СанПиН позволяют оказывать медицинскую помощь по коррекции функциональных морщин, локального гипергидроза препаратами на основе бутолотоксина вне операционных или малых операционных. ССЭТ определяют, что только лазерная эстетическая хирургия может выполняться вне указанных операционных.

3.    Уточняются требования к системам вентиляции. Так, при размещении организации здравоохранения в общественных и административно-­бытовых зданиях немедицинского назначения, в жилых домах системы приточно-­вытяжной вентиляции должны оборудоваться отдельно от систем вентиляции зданий (помещений).

Системы приточно-­вытяжной вентиляции помещений аптек первой и второй категории должны быть полностью изолированы от систем воздухообмена других зданий (помещений), в которых размещены такие аптеки. В аптеках третьей–пятой категории, самостоятельных кабинетах приема допускается иметь общие с помещением собственника (арендодателя) системы отопления, водоснабжения, канализации, приточно-­вытяжной вентиляции.

4.    Затронули ССЭТ и кабинеты маг­нит­но-­резонансной томографии (далее — МРТ). Так, запрещается размещение кабинетов МРТ в жилых домах. Вновь открываемые кабинеты МРТ должны размещаться в организации в соответствии с инструкциями, рекомендациями, требованиями производителя аппарата МРТ. Допускается размещение кабинета МРТ в помещениях подземного этажа при условии отсутствия на данных этажах магистральных инженерных систем (отопления, водоснабжения, водоотведения).

5.    ССЭТ допускают использование общих вспомогательных, санитарно-­бытовых, инженерных и технических помещений в т. ч. входа (выхода), вестибюля, гардероба, комнаты для работников, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, подсобных помещений, туалета при размещении помещений субъекта, оказывающего бытовые услуги (услуги парикмахерских, косметические услуги, СПА-услуги, услуги по маникюру, педикюру, перманентному макияжу, пирсингу, нанесению татуировки). При этом кабинеты приема должны быть объединены в отдельную группу помещений.

В то же время ССЭТ не устанавливают, каким образом определяется «отдельная группа помещений». Также напомним, что СанПиН допускает использование обозначенных выше помещений только при размещении помещений для оказания косметологических услуг в составе помещений субъекта, оказывающего услуги парикмахерских.

6.   ССЭТ выделяют новый блок положений, регулирующий требования к обращению с медицинскими отходами, отдельные требования к аптекам, домам ребенка.

7.    К особенностям ССЭТ отнесем и тот факт, что они не предусматривают минимальный состав и площади отдельных помещений организаций, оказывающих медицинскую помощь. При решении этого вопроса, как и ранее, следует руководствоваться приложением 1 к СанПиН (с учетом особенностей, установленных ССЭТ).

Заключение

В целом ССЭТ вызывают неоднозначное отношение. С одной стороны, регулирование ряда вопросов отличается от регулирования этих же вопросов на уровне СанПиН. С другой стороны, ряд вопросов продолжает регулироваться СанПиН.

К сожалению, несмотря на то, что ССЭТ получились достаточно объемными по содержанию, они не упростили для субъектов хозяйствования работу по обеспечению соблюдения в своей деятельности обязательных санитарно-­эпидемиологических требований. Полагаем, было бы целесообразнее принять единый нормативный правовой акт, что упростило бы работу органам и учреждениям государственного санитарного надзора и организациям здравоохранения.

1274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

С 1 ноября увеличен бюджет прожиточного минимума

С 1 ноября 2024 г. изменились размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 46
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1097
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок