Важные вопросы ценообразования в организациях здравоохранения
В редакцию поступает немало вопросов по правовому регулированию ценообразования. Мы подготовили для вас ответы на наиболее актуальные из них.
В редакцию поступает немало вопросов по правовому регулированию ценообразования. Мы подготовили для вас ответы на наиболее актуальные из них.
Медицинский центр оказывает услуги ультразвуковой диагностики и услуги врача — акушера-гинеколога, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с ведением книги учета доходов и расходов. Возможно ли при формировании тарифа на вновь вводимую услугу (тариф не является регулируемым) установить его на основе конъюнктуры рынка (спроса-предложения)? И как это документально оформить?
Организации здравоохранения, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, имеют право не составлять экономические расчеты даже на регулируемые тарифы на медицинские услуги (подп. 2.11 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», далее — Указ № 72).
В данном конкретном случае у медицинской организации есть возможность установить стоимость услуги на основе конъюнктуры рынка (спроса-предложения).
Документально данный расчет необходимо закрепить на локальном уровне посредством утверждения руководителем тарифа, который должен быть внесен в прейскурант и зарегистрирован в установленном порядке.
Можно ли проиндексировать не регулируемые государством тарифы на процент инфляции? (Организация применяет УСН с ведением книги учета доходов и расходов.)
Это возможно при пересмотре тарифов в организации здравоохранения. Особенно данный вопрос актуален для тех организаций здравоохранения, в которых изменилась себестоимость услуг: выросла заработная плата работников, выросли проценты накладных расходов и т. д.
При переходе организации с УСН с ведением книги учета доходов и расходов на общую систему налогообложения требуется ли составить экономическое обоснование ранее сформированных тарифов на услуги?
Если да, то в какие сроки?
Да, при переходе организации с УСН на общую систему налогообложения теряется то самое преимущество, которое предусмотрено подп. 2.11 п. 2 Указа № 72, поэтому возникает обязанность составления экономического обоснования регулируемых тарифов на услуги.
Что касается сроков, то такое обоснование на регулируемые тарифы должно быть в наличии с первого дня деятельности по общей системе налогообложения. Относительно нерегулируемых тарифов законодательством четко таких сроков не предусмотрено, так же, как и обязанности составления экономического обоснования.
Можно ли сформировать комплекс услуг: услуга с регулируемым тарифом (УЗИ) плюс услуга с нерегулируемым тарифом (консультация по результатам УЗИ)? Например, ультразвуковая допплерография (УЗДГ) брахиоцефальных сосудов с окружающими мягкими тканями и консультация по ее результатам.
В Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14, далее — Инструкция № 14) предусмотрен комплекс услуг по лучевой и ультразвуковой диагностике.
Виды услуг по лучевой и ультразвуковой диагностике перечислены в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.11.2007 № 129 «Об утверждении единых норм и нормативов материальных и трудовых затрат (времени, расхода основных и вспомогательных материалов) на платные медицинские услуги по инструментальной диагностике, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке».
Согласно данному постановлению консультация врача-специалиста не относится к услугам по лучевой и ультразвуковой диагностике, соответственно, включить данную услугу в комплекс нельзя.
С целью привлечения новых и повышения лояльности постоянных пациентов можно ли ввести скидки на определенные виды услуг для постоянных пациентов, а также на некоторые виды услуг для новых пациентов?
Достаточно ли это предусмотреть в положении о скидках и оформить приказом (учитывая, что организация применяет УСН с ведением книги учета доходов и расходов)?
Делается ли к приказу экономическое обоснование тарифов на услуги, к которым применяются скидки?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе устанавливать скидки с установленных ими тарифов на платные медицинские услуги (п. 12 Инструкции № 14).
В данном случае важно помнить, что в организации здравоохранения необходимо утвердить положение о скидках, прописав в нем различного рода скидки: к праздничным датам, для отдельных категорий клиентов и т. д.
Это важно
На уровне приказа руководителя нужно расписать все условия предоставления той или иной скидки.
Условия предоставления скидок должны включать в себя:
Из этого следует, что предоставление скидки различным категориям пациентов возможно, но важно, чтобы эта скидка была обезличена. Конкретного пациента указывать нельзя.
Статьей 396 ГК определено, что договор на медицинское обслуживание относится к публичным договорам. Как следствие, цена услуг, а также иные условия такого договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Исключение — случаи, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 396 ГК).
Действие ст. 396 ГК распространяется на договоры, заключенные коммерческой организацией. Государственные учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, однако при осуществлении приносящей доходы деятельности им также следует соблюдать нормы указанной статьи.
Что касается экономического обоснования тарифов на услуги, к которым применяются скидки, то такое обоснование может быть приложено к локальному приказу (по вашему внутреннему решению). Как таковой обязанности по составлению экономического обоснования к приказу на данный момент законодательством не предусмотрено.
Если стоимость комплекса услуг по УЗИ сформирована из максимальных тарифов, можно ли поднять тариф на разрешенные 8 %?
Нет. Предельные максимальные тарифы превышать нельзя, в т. ч. и на индекс потребительских цен.
Медицинская организация работает без НДС. Достаточно ли в прейскуранте напротив каждой услуги указать ее стоимость и одной строкой указать информацию: «Цены сформированы без НДС (со ссылкой на пункт Налогового кодекса) с учетом стоимости расходных материалов»? Или есть установленная форма прейскуранта?
Установленной формы прейскуранта нет. В каждой организации здравоохранения разрабатывается своя форма прейскуранта, которая утверждается на локальном уровне.
Единственное требование к оформлению прейскуранта содержится в пп. 9 и 11 Инструкции № 14: в прейскурант нельзя помещать регулируемые тарифы на платные медицинские услуги с учетом стоимости расходных материалов.
По поводу указания в прейскуранте пункта Налогового кодекса, предусматривающего льготу (в каждой строке прейскуранта либо одной строкой), важно проконсультироваться в налоговых органах о правомерности такого указания.