Одностороннее, неполное и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения является существенным нарушением требований ПИКоАП и КоАП. Необходимо помнить, что неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность, несоответствие назначенного административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения являются основаниями для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на органы, наделенные правом ведения административного процесса в отношении виновных лиц, возлагается большая ответственность. Одними из таких органов, которым подведомственны дела о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностными лицами, являются органы государственного санитарного надзора.
Государственный санитарный надзор определяется как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, осуществляемая в целях охраны здоровья и среды обитания человека (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ред. от 15.07.2019, далее — Закон о санитарном благополучии).
В соответствии со ст. 32 Закона о санитарном благополучии органами и учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательными актами государственный санитарный надзор, являются:
- Министерство здравоохранения Республики Беларусь;
- ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»;
- областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
- Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии.
Справочно: ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проверяемыми субъектами, подчиненными либо входящими в систему Управления делами Президента Республики Беларусь.
Существует три вида подведомственности дел органам государственного санитарного надзора:
- видовая подведомственность;
- должностная подведомственность;
- территориальная подведомственность.
Руководителю на заметку
В соответствии с ч. 1 ст. 3.10 ПИКоАП органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.11, ч. 4 ст. 16.35, ч. 3 ст. 16.44, ст. 17.5, ч. 2 ст. 22.10, ч. 4 ст. 22.12 и ч. 2 ст. 24.8 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.
Мы затронем вопросы видовой подведомственности.
Вопрос разграничения подведомственности дел об административных правонарушениях органам государственного санитарного надзора и иным органам, уполномоченным вести административный процесс, имеет важное практическое значение в связи с наличием смежной компетенции. Определение видовой подведомственности дел органам государственного санитарного надзора, а также ее анализ представлены в таблице.
Таблица
Видовая подведомственность дел органам государственного санитарного надзора
От редакции
Рассмотрение подведомственности дел органам государственного санитарного надзора будет продолжено в № 10 (106) журнала «Руководитель. Здравоохранение».
Если по данному материалу у вас возникли вопросы к автору, вы можете их направить на адрес электронной почты» rz@ipag.by.