Возможен ли отбор проб и образцов продукции без назначения мероприятий технического характера?

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

748 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Возможен ли отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения при проведении проверки органами государственного санитарного надзора без назначения мероприятий технического (технологического, поверочного) характерая?


В соответствии с п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 18.10.2022, далее — Указ № 510) проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера (далее — МТХ), не допускается.

Согласно п. 3 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105, в ред. от 28.12.2021), а также Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97, в ред. от 23.11.2021) отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения, аккредитованных в порядке, установленном законодательством, является одним из видов МТХ.

Это важно
Отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения в ходе проверок может рассматриваться как нарушение Указа № 510.

Справочно: отбор проб и образцов регулируется Инструкцией о порядке проведения государственного санитарного надзора за обращением продукции (утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.01.2021 № 2). Под обращением продукции понимаются разработка, производство, реализация, хранение, транспортировка, использование, уничтожение, ввоз на территорию Республики Беларусь, вывоз с территории Республики Беларусь продукции (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения», в ред. от 15.07.2019).

Анализ результатов проведения органами Комитета государственного контроля и прокуратуры контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам соблюдения органами государственного санитарного надзора норм Указа № 510 свидетельствует о том, что указанные ситуации рассматриваются как нарушение Указа № 510.

Таким образом, проведение отбора проб и образцов в рамках МТХ является самостоятельной формой контрольной (надзорной) деятельности, которая может предшествовать (что представляется наиболее целесообразным) и (или) следовать за проведением проверки.


Мнение автора

С учетом принципов, на которых базируется контрольная (надзорная) деятельность (п. 3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510), планирование контрольных (надзорных) мероприятий в отношении проверяемых субъектов должно обеспечивать достижение баланса при использовании соответствующих форм контроля (надзора) с акцентом на применение мер профилактического и предупредительного характера.

В связи с этим в рамках дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного санитарного надзора в данном направлении представляется обоснованной и тактически верной проводимая работа по пересмотру законодательства по вопросам проведения МТХ.

748 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Проходит общественное обсуждение проекта Кодекса о здравоохранении

На общественное обсуждение вынесен проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении. Организатором общественного обсуждения выступает Министерство здравоохранения.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 45
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок