Актуальность данного законопроекта определена вызовом времени, связанным с большими потоками информации, цифровизацией всех направлений деятельности, воздействием хронического стресса в условиях урбанизации и психологической нестабильности, пандемией инфекции COVID‑19 и др.
Нужно учесть тот факт, что комплексный подход к здоровью и его психологической составляющей, создание условий для получения доступной и качественной психологической помощи входят в область актуальных задач сегодняшнего дня как для системы здравоохранения, так и для других сфер деятельности. Качественная психологическая помощь является востребованной обществом, и с каждым годом актуальность оказания данного вида услуг растет.
Справочно: по информации различных ведомств, в стране имеется достаточно мощный кадровый потенциал специалистов-психологов. Например, в системе здравоохранения работает около 650 специалистов.
Проектом Закона предусматривается внесение ряда изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153–3 «Об оказании психологической помощи» (в ред. от 11.12.2020, далее — Закон) в целях упорядочения оказания данного вида помощи специалистами различной ведомственной подчиненности, а также повышения ее качества и доступности для населения.
Рассмотрим основные планируемые нововведения.
Уточнение терминологии
В проекте Закона предусмотрены изменения в части уточнения терминологии и определений.
Так, предлагается конкретизировать и уточнить определения терминов «психологическая помощь», «психологическая проблема», «кризисная ситуация», «кризисное вмешательство» в соответствии с современным состоянием научных знаний в области психологии.
Цели оказания психологической помощи
В проекте Закона конкретизированы цели оказания психологической помощи.
Так, к целям оказания психологической помощи отнесены:
- предупреждение и преодоление психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий;
- сохранение психического здоровья граждан;
- социальная адаптация и реабилитация граждан, а также саморазвитие и самореализация, способствующие повышению качества их жизни.
Справочно: в процессе оказания психологической помощи психолог не обладает полномочиями устанавливать диагноз психического расстройства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» диагноз психического расстройства может выставить врач-специалист в области оказания психиатрической помощи или врачебно-консультационная комиссия организации здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь.
Подготовка психологов предусматривает изучение симптомов психических расстройств, поэтому в отдельных случаях психолог может рекомендовать гражданину обратиться за оказанием специализированной медицинской помощи к врачу — психиатру-наркологу.
Требования к специалистам
Планируется уточнить требования к лицам, претендующим на занятие должности психолога.
Важно
Такие лица должны иметь высшее образование по специальностям, по которым присваивается квалификация «Психолог» или указанная квалификация является составной частью присваиваемой квалификации.
Предлагается установить запрет на допуск к оказанию психологической помощи лицам, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного не только уголовного преступления, но и административного правонарушения. Данное нововведение позволит оптимизировать количество специалистов в сфере психологической помощи и определить четкие критерии для специалистов, имеющих право оказывать психологическую помощь в отсутствие лицензирования данного вида деятельности.
Справочно: Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» с 1 октября 2019 г. отменено лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи населению с целью устранения избыточного регулирования в сфере лицензирования и обеспечения доступности психологической помощи для населения.
Именно поэтому с целью регулирования степени квалификации специалистов в проекте Закона предлагаются определенные требования к уровню образования и квалификации психолога для оказания психологических услуг.
Органы государственного управления
В проекте Закона уточнен перечень республиканских органов государственного управления, на которые возложено государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи.
Руководителю на заметку
Планируется дополнительно включить в указанный перечень Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также конкретизировать его полномочия в данной сфере.
В Законе возможность оказания психологической помощи психологами Министерства по чрезвычайным ситуациям не предусмотрена, хотя на практике она фактически осуществляется.
Справочно: в Законе ведущая роль в координации деятельности психологических служб отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству образования Республики Беларусь.
Задачи Межведомственного совета
В связи с расширением возможностей для оказания психологической помощи специалистами различной ведомственной подчиненности актуальным стал вопрос о централизованном контроле и координации работы психологов в различных сферах психологической деятельности.
Для этого в проекте Закона предлагается конкретизировать задачи Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Межведомственный совет).
К таким задачам отнесены:
- координация деятельности и совершенствование правового регулирования в сфере оказания психологической помощи;
- определение примерного перечня методов и методик, которые могут применяться при оказании психологической помощи.
Справочно: Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его состав утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2011 № 45 «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» (в ред. от 28.03.2022).
В проекте Закона также предусмотрено, что кроме методик, определяемых Межведомственным советом, психолог может руководствоваться методами и методиками, рекомендуемыми к применению органами государственного управления, реализующими государственную политику в области психологической помощи, а также иными научно обоснованными методами и методиками.
Дистанционное оказание психологической помощи
Современные условия повлияли на требования к дистанционному оказанию психологической помощи. Повсеместное распространение сети Интернет, повышение компьютерной грамотности граждан позволяют сделать обыденным виртуальное обращение к психологу, и в связи с этим возникла необходимость закрепить это нормативно.
Важно
Для повышения доступности психологической помощи в проекте Закона снят запрет на оказание платной психологической помощи с использованием средств электросвязи, что позволит ее оказывать на коммерческой основе.
Данное нововведение также позволит обеспечить доступность психологической помощи для граждан в неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях, связанных с распространением инфекции COVID‑19.
Действующая редакция Закона не стимулирует работу психологов в сети Интернет и тем самым ограничивает доступность дистанционного оказания психологической помощи.
Обязанность информирования
Проект Закона предусматривает норму, закрепляющую обязательное информирования психологом законных представителей о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными (за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно), в целях своевременного оказания им комплексной помощи в кризисных ситуациях, т. е. в случаях вероятности совершения ими суицидальных действий.
Профессиональная тайна
В Закон предлагается внести дополнения, касающиеся профессиональной тайны при оказании психологической помощи.
Важно
Профессиональную тайну психолога составляют сам факт обращения гражданина за оказанием психологической помощи и информация, полученная при ее оказании.
За разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну, психолог может быть привлечен к:
- гражданско-правовой ответственности (за причиненный как материальный, так и моральный вред);
- административной ответственности;
- дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Так, на законодательном уровне граждане защищены от распространения сведений, составляющих профессиональную тайну, при их обращении к психологу.
Однако в ряде случаев допускается разглашение психологом профессиональной тайны без согласия гражданина. Такие случаи предусмотрены ст. 15 Закона.
Справочно: психологи также обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.
В проекте Закона предлагается конкретизировать случаи представления в соответствующие государственные органы информации, составляющей профессиональную тайну, без согласия гражданина (или его законного представителя), а также в целях защиты прав несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (при установлении фактов жестокого обращения и насилия со стороны законных представителей, осуществлении деятельности по признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении).
Безвозмездное оказание помощи
В проекте Закона уточняется перечень учреждений (их структурных подразделений), оказывающих психологическую помощь на безвозмездной основе уязвимым категориям граждан (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и их законным представителям).
Документальное оформление
В проекте Закона уточняется порядок предоставления выписки из документов психолога.
Руководителю на заметку
Выдача такой выписки возможна только по письменному запросу гражданина, которому оказывалась психологическая помощь.
Действующую в настоящее время норму, в соответствии с которой выписка из психологических документов предоставляется гражданину в форме, доступной для понимания лицу без специальных знаний в области психологии, предлагается исключить, т. к. на практике это часто приводит к некорректной трактовке гражданами, не имеющими специальных знаний, информации, указанной в выписках из психологических документов, что провоцирует обращения граждан по данному вопросу.
Недееспособные граждане
В целях соблюдения законодательства, касающегося реализации прав и свобод недееспособных граждан, предлагается включить в Закон норму, в соответствии с которой оказание психологической помощи недееспособным гражданам может осуществляться только с согласия и в присутствии их законных представителей.
Отказ от оказания помощи
При оказании психологической помощи важным является обеспечение защиты психологов от граждан, которые в силу своего состояния или других причин могут необоснованно обращаться за психологической помощью к специалистам или злоупотреблять своим правом на обращение.
В связи с этим предлагается дополнить Закон нормой, устанавливающей перечень случаев, являющихся основанием для отказа психолога от оказания гражданину психологической помощи.
К указанным случаям предлагается отнести следующие:
- если обращение гражданина не обусловлено наличием у него психологических проблем;
- если между психологом и лицом, обратившимся за психологической помощью, близкие отношения;
- если психолог считает, что не может компетентно оказать помощь.
Заключение
Проект Закона направлен на улучшение доступности и качества психологической помощи, оказываемой населению, координацию оказания психологической помощи специалистами различных ведомств, защиту прав и свобод граждан, в т. ч. несовершеннолетних и недееспособных лиц, при оказании им психологической помощи.
Указанные изменения и дополнения будут рассмотрены в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь во втором чтении.