Порядок применения мер административно-правового принуждения в ходе проведения мероприятий технического характера (далее — МТХ) закреплен в Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97, в ред. от 23.11.2021, далее — Инструкция). В Инструкции детализировано применение данных мер и их документальное оформление.
Справочно: основанием для закрепления порядка применения, детализации и документального оформления мер в Инструкции является п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 28.10.2021, далее — Указ № 510).
Рассмотрим подробнее, какие меры административно-правового принуждения могут быть применены при проведении МТХ или по результатам их проведения.
Лабораторные исследования и параметры факторов среды обитания
Пунктом 10 Инструкции детализируется порядок оформления и вручения предписания об устранении нарушений при проведении в рамках МТХ лабораторных исследований образцов (проб) продукции, параметров факторов среды обитания человека: не позднее двух рабочих дней со дня утверждения протоколов по результатам лабораторных исследований.
Предписание об устранении нарушений в течение двух рабочих дней со дня подписания руководителем контролирующего (надзорного) органа или лицом, исполняющим его обязанности, может быть:
- вручено под роспись субъекту (либо уполномоченному лицу объекта субъекта);
- направлено заказным письмом с уведомлением о вручении либо иными видами связи, обеспечивающими получение субъектом направленных документов.
Мнение автора
Закрепление различных вариантов доведения предписания до сведения как субъектов, так и уполномоченных лиц объектов субъекта будет способствовать оперативному устранению указанных нарушений и значительно упростит работу органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора).
Нарушения законодательства, создающие угрозу
В случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом органов госсаннадзора субъекту:
- вручается в день выявления нарушений предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, объекта строительства, оборудования (далее — предложение о приостановлении);
- выносится в день выявления нарушений предписание о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (далее — предписание о приостановлении).
Справочно: форма предложения о приостановлении содержится в приложении 5, а форма предписания о приостановлении — в приложении 6 к Инструкции.
Предложение о приостановлении выносится до устранения нарушений, послуживших основанием вручения такого предложения.
Предписание о приостановлении выносится до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого предписания.
Руководителю на заметку
Нужно уделить особое внимание внедрению данных мер административно-правового принуждения, т. к. действовавшая ранее редакция Инструкции предусматривала вынесение требования.
По аналогии с предписаниями об устранении нарушений указанные процессуальные документы могут быть направлены заказным письмом с уведомлением о получении либо иными видами связи, обеспечивающими получение субъектом направленных документов, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений.
Информирование органов госсаннадзора
Инструкцией урегулирована процедура информирования органов госсаннадзора субъектом. Так, субъект обязан о принятом на основании предложения о приостановлении решении уведомить органы госсаннадзора не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения.
Важно
В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности орган госсаннадзора вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.
Устранение нарушений
После устранения нарушений субъекту необходимо:
- в пределах срока, установленного в предписании, письменно уведомить орган госсаннадзора, вынесший это предписание, об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов,
- представить этому органу госсаннадзора возможность удостовериться в устранении нарушений на месте.
Важно
В случае отказа субъекта должностному лицу органа госсаннадзора в доступе на его территорию и (или) объекты для проведения мероприятия или подтверждения устранения нарушений в день такого отказа составляется акт об отказе в доступе на территорию и (или) объекты субъекта.
Форма такого акта предусмотрена в приложении 8 к Инструкции. В этом случае также к субъекту принимаются меры привлечения к ответственности в порядке, установленном законодательством.
Справочно: прежняя редакция Инструкции не предусматривала такой процессуальный документ, как акт об отказе в доступе на территорию.
Решение о выходе на объект для подтверждения устранения нарушений принимается руководителем органа госсаннадзора или лицом, исполняющим его обязанности, в виде резолюции на уведомлении субъекта, зарегистрированном в установленном законодательством порядке.
Если субъект не проинформировал орган госсаннадзора в установленный срок об устранении нарушений (о переносе сроков устранения нарушений), должностное лицо (лица), проводившее МТХ, информирует об этом руководителя органа госсаннадзора или лицо, исполняющее его обязанности, в виде служебной (докладной) записки.
Справочно: в таком случае решение о выходе на объект принимается руководителем органа госсаннадзора или лицом, исполняющим его обязанности, в виде резолюции на служебной (докладной) записке.
Возобновление деятельности
Инструкция в новой редакции определяет, что руководитель органа госсаннадзора или лицо, исполняющее его обязанности, не позднее двух рабочих дней со дня получения от субъекта уведомления об устранении нарушений, повлекших вынесение предписания о приостановлении, принимает решение о возобновлении производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (далее — решение о возобновлении) по установленной форме (ч. 4 п. 11 Инструкции).
Руководителю на заметку
Форма решения о возобновлении закреплена в приложении 7 к Инструкции.
Действовавшая ранее редакция Инструкции указанного порядка и сопровождающего процесс его процессуального оформления официального документа не предусматривала.
В случае выполнения субъектом в установленный срок предписания об устранении нарушений, предписания о приостановлении меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
По аналогии с порядком, установленным п. 741 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом № 510), при наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в предписании об устранении нарушений, в установленные в нем сроки, руководителем органа госсаннадзора или лицом, исполняющим его обязанности, может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений.
Справочно: для того чтобы сроки были продлены, субъекту необходимо подать заявление не позднее трех рабочих дней до дня истечения указанных сроков с указанием причин, препятствующих устранению нарушений в установленные сроки.
Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления. По инициативе субъекта сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.
Применение мер ответственности
В некоторых случаях к субъекту могут быть применены меры ответственности, и это касается не только случая неисполнения предписания, но и некоторых иных случаев.
Так, к субъекту могут быть применены меры ответственности при:
- неустранении выявленных нарушений;
- выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе МТХ;
- выявлении нарушений, устранение которых невозможно;
- неинформировании контролирующего (надзорного) органа в установленный срок об устранении нарушений.
Заключение
Мы рассмотрели основные особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении МТХ с учетом новой редакции Инструкции. Стоит отметить, что Инструкция в новой редакции детализировала множество вопросов не только при проведении МТХ, но и по результатам их проведения.