Авторитет руководителя в здравоохранении

Авторитет руководителя не является ­чем-то постоянным или «врожденным». Уважение коллег приходит не сразу. И даже если потратить много усилий для зарабатывания престижа в глазах работников, то достаточно одной ошибки, чтобы всё потерять. Чтобы этого не произошло, нужно понимать механизмы управления, иметь в наличии багаж знаний и определенные личностные качества. Какие? Давайте разбираться!

Высоцкая Светлана

психолог, HR-менеджер

1965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Авторитет — штука хорошая,
но он хрупок, как стекло,
а презрение липнет к человеку,
как стригущий лишай».
Абель Поссе

Авторитет — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

Из определения возникает вопрос: «Как определить, является ли руководитель авторитетом в коллективе?». Всё просто: авторитет руководителя — это принятие коллективом личностных и деловых качеств своего управленца. Поэтому быть авторитетным управленцем — это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Подчиненные, как индикаторы качества — они прекрасно чувствуют разницу в работе с авторитетным и с неавторитетным руководителем. При хорошем руководстве цели всегда будут реализованы.

Справочно
Не следует забывать, что каждый коллектив является уникальным социумом, а значит не существует единственно верного подхода и способа получения авторитета в глазах подчиненных. В то же время есть составляющие, формирующие авторитетность, которые применимы в любом сообществе.

Составляющие авторитета руководителя

В первую очередь, для создания престижа руководителя необходимо, чтобы лидер обладал определенными знаниями и умениями.

Профессиональные навыки работы в своем направлении. Руководитель может и не быть высококвалифицированным специалистом, однако обязан обладать хотя бы базовыми знаниями в сфере работы, которую выполняют его подчиненные. Это необходимо как для того, чтобы эффективно обеспечивать руководство текущим процессом, так и для обеспечения достаточного уровня компетенций при деловом общении с персоналом. К примеру, представьте главврача без медицинского образования — очевидно, что ему будет очень сложно заработать уважение медработников.

Управленческие навыки. Просто быть профессионалом в своем деле руководителю недостаточно — он должен также обладать знаниями, умениями и личностными качествами, необходимыми для руководства людьми, и опытом решения профессиональных задач. Например, на этой должности тяжело представить интерна или человека инфантильного, а также застенчивого интроверта с боязнью людей.

Совместимость с коллективом. Наконец, еще одной важной составляющей авторитета является совместимость (сработанность) с персоналом.

Дополнительно по теме: С. Высоцкая «Совместимость персонала»

При этом определенное значение в этом контексте как раз играют навыки, на основании которых строятся взаимоотношения между людьми. В некоторых случаях для установления авторитета может хватить коммуникативного взаимодействия, когда руководитель создает психологически комфортную атмосферу, интересуется персоналом и уважает их мнение — «не только слушает, но и слышит».

Мнение врача-­терапевта
«Для меня руководитель, обладающий истинным авторитетом, — это тот, кто понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе. Такой лидер способен понять проблемы отдельного человека, ощутить, кто в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, способен понимать то, о чем предпочитают молчать, уловить и выразить общее мнение коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами. Такой руководитель умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы сотрудники получали удовольствие от работы».

Мнение медицинской сестры
«Для меня руководитель, пользующийся реальным авторитетом, — это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей. Такой руководитель ведет людей за собой, а не угрожает наказаниями за фактические или мнимые промахи в работе. Если он и прибегает к ним, то делает это нечасто и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе».

Мнение заведующего отделением
«Признанный руководитель — лидер, за которым идут люди. Он не боится трудностей и нестандартных решений, он не будет прятаться за чужой спиной и прикрываться чужим авторитетом. Авторитетный руководитель — личность, которая умеет владеть собой и отвечает за свои поступки».

Семь золотых правил для руководителя

Авторитет для руководителя — это фундамент его успешности и эффективности. Рассмотрим несколько правил, которые помогут завоевать и не потерять признание в коллективе.

1. Всегда быть в теме.
Вы должны понимать, что руководителя, который держится за кресло и не интересуется работой персонала, никто не уважает. Зато активного и интересующегося будут уважать наверняка. Поэтому руководителю необходимо постоянно быть в контакте с работниками и, конечно, повышать свою профессиональную подготовку, чтобы разговаривать с коллегами на одном языке.

2. Четко соблюдать субординацию.
Руководитель должен быть всегда вежлив и доброжелателен в общении с подчиненными. При этом непозволительно фамильярное поведение по отношению к работникам. Тут важно выстроить строгую позицию, не скатываясь при этом в крайности «бездушного сухаря» или «рубаха-­парня». При этом необходимо подавлять в корне любые попытки манипулирования со стороны работников. Каждый должен четко осознавать наличие черты, любая попытка пересечь которую будет наказуема.

3. Разумно использовать метод кнута и пряника.
К примеру, при срыве сроков выполнения поручений необходимо выяснить причину, и только при отсутствии объективных факторов можно наказать работника. При этом рекомендуется давать второй шанс, т. е. после первого нарушения проводить только воспитательную беседу с объяснением. Необходимо не забывать, что больше всего людям бывает обидно не само наказание, а наказание несправедливое. Необходимо быть объективным, и, если есть возможность, защищать своих работников от несправедливых нападок других руководителей или даже вышестоящего руководства.

4. Следить за внешним видом.
«Встречают по одежке» — с этим утверждением нет смысла спорить. Необходимо следить, чтобы ваш облик был безукоризненным и стильным, соблюдать дресс-код, своим внешним видом подавая пример аккуратности. Если человек одет с иголочки, то, как правило, и в работе он поддерживает порядок, требуя того же от своих подчиненных.

5. Быть разведчиком.
Никогда не теряйте бдительность: наблюдайте за жизнью своих подчиненных, следите за изменениями в настроении, внешности. Такой сбор информации необходим. С помощью нее вы сможете предугадывать некоторые поступки коллег и заранее получать информацию о конфликтах, саботаже и т. д.

6. Включать санитарнаую функцию.
Это значит своевременно очищать коллектив от бездельников, подлиз, негативщиков, антилидеров. Как правило, добросовестным специалистам очевидно, что есть люди, которые не способны эффективно работать, но при этом начальник «тянет их за уши» в ущерб делу. При этом, конечно, авторитет руководителя падает. Те, кто работал хорошо, начинают работать хуже, думая: «Если другим можно, то почему нам нельзя?». Поэтому санитарная функция — это суровая необходимость.

7. Держать отрицательные эмоции под контролем.
Вы не всегда можете контролировать ситуацию, но свою реакцию можно обуздать. Если вы полны страха или сомнений, то и персонал будет бояться и сомневаться следом за вами. Контролируйте негативные эмоции во избежание запуска цепной реакции.

Чем же ценен авторитет руководителя?

Авторитет руководителя влияет на многие показатели его работы. Высокий авторитет дает следующие преимущества:

1. Меньше необходимость применять механизмы административного воздействия в отношении подчиненных. Это позволяет экономить время и другие ресурсы руководителя (нервы, кстати, тоже). Нет необходимости по сто раз проговаривать принципы соблюдения трудовых обязанностей, т. к. работники сами не захотят подводить вас.

2. Более сплоченный коллектив. Достигаются более высокие результаты в работе за счет доверия и уважения к руководителю.

3. Появляется возможность влиять на решения, убеждения, мнения сотрудников.

Справочно
Уважаемому руководителю проще осуществлять управление, ведь у него есть возможность подкреплять административные способы влияния силой своего авторитета.

Тест «Насколько вы авторитетны?»

Инструкция: посмотрите на картинку и выделите в ней объект, который сразу вас заинтересовал. Если вы не можете выделить объекты на предложенном изображении, то попробуйте посмотреть поочередно в разные стороны и вновь взглянуть на картинку. Если и так не получится, то приблизьте изображение и внимательно присмотритесь. Как только вы зафиксировали объект, смело направляйтесь к результатам.

Что вы увидели первым?

1. Машину.
Про таких, как вы, говорят «человек-­машина»: вы всегда в движении и часто не обращаете внимания на мелочи, потому что «несетесь» к намеченной цели. Персонал вас любит, ведь контроль для вас не главная составляющая в управлении. Конечно, работники этим пользуются — вами можно манипулировать. Вы очень подкованный в профессии руководитель, у вас присутствует аналитический склад ума и внимательность, которые помогают вам в принятии сложных решений. Но как раз из-за глобальности мышления вы часто наступаете на те же грабли т. к. вы не замечаете важного. А ведь управление не возможно без учета деталей. И машина без них тоже не движется.

2. Человека с биноклем.
Если первой вы заметили эту часть картинки, то можете быть уверены, что вас «уважают до страха» за то, что вы привыкли всё и всех контролировать. Таким людям, как вы, нельзя переступать дорогу, ведь отдача не заставит себя ждать. Вы обладаете достаточно сильными управленческими качествами и часто используете «метод кнута», что делает вас жестким руководителем. При таком стиле управления у вас порядок и дисциплина во всём. Но, помните, что часто вас просто боятся, а не уважают. Поэтому будьте аккуратны с «кнутом». Попробуйте пересмотреть и проанализировать ваш стиль управления, добавьте в него гибкости и психологического комфорта. Вы крутой организатор, но авторитет насильно не заработаешь.

3. Букву «А».
Вы выбрали первую букву алфавита. Так и в работе вы стараетесь быть первым. Вы любите инновации и яркость в жизни, что неудивительно, ведь вы сами — очень даже харизматичный и заметный человек. Вы управленец, которого любят и уважают за то, что вы всегда можете двигать прогресс и добиваться результатов. Вас уважают за поступки, нрав, которыми вы доказываете, что всегда держите слово. Ваш авторитет непоколебим, но не забывайте и о своем здоровье. Авторитет требует здорового тонуса.

Если вы увидели объект, которого нет в предложенных вариантах, то вы руководитель с нестандартным мышлением, который имеет все шансы заслужить авторитет или уже его заслужил.

1965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2037
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок