Как отмечено в Концепции развития системы образования*, современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед нашей страной новые задачи, среди которых — повышение национальной конкурентоспособности, придание большей устойчивости государству в условиях экономических и социальных трансформаций. Эти задачи не могут быть решены без новых технологий и знаний, без создания инновационной экономики, важнейшим институтом развития которой является система образования.
* Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 (по тексту — Концепция развития системы образования)
Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Справочно: Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанный на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавленной стоимостью и самих технологий.
Не остается в стороне от данных процессов и национальная система медицинского образования, неотъемлемой частью которой является подготовка специалистов со средним медицинским образованием.
В частности, в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский колледж» (далее — колледж) наряду с осуществлением практико-ориентированного подхода к обучению будущих специалистов со средним медицинским образованием активно реализуются мероприятия в области экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность
Педагогические работники колледжа участвуют в республиканской экспериментальной площадке по реализации проекта «Апробация модели проведения объективного структурированного клинического экзамена в образовательном процессе учреждений образования медицинского профиля» (далее — экспериментальный проект), реализация которого в 2022/2023 учебном году предусмотрена приказом № 517*. Общие сроки реализации данного проекта — 2021‒2025 гг. Цель экспериментального проекта — апробировать модель проведения объективного структурированного клинического экзамена (далее — ОСКЭ) в образовательном процессе колледжа с опорой на симуляционную форму обучения.
* Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» (по тексту — приказ № 517)
В колледже ведется работа по актуализации и совершенствованию содержания учебно-программной и учебно-методической документации с учетом реализации практико-ориентированного подхода.
На организационном этапе сформированы творческие группы из состава преподавателей колледжа. Основная задача групп — выполнение заданий, содержание которых раскрыто в экспериментальных дневниках.
Участники экспериментальной деятельности изучили нормативно-правовую документацию, литературные источники, в частности, интернет-источники, в которых сосредоточена информация, связанная с вопросами симуляционного обучения, организацией и проведением ОСКЭ.
По итогам проделанной работы создан электронный банк данных научной литературы, в котором представлено более 29 научных источников.
На этапе проектирования участниками экспериментальной деятельности проведен анализ требований образовательного стандарта по специальностям 2-79 01 03 «Сестринское дело» и 2-79 01 01 «Лечебное дело», а также осуществлен отбор совокупности компонентов оцениваемых компетенций в соответствии с требованиями учебной программы к уровню освоения теоретических знаний и практических навыков по учебным предметам:
- «Сестринское дело и манипуляционная техника»;
- «Сестринское дело в терапии»;
- «Сестринское дело в педиатрии»;
- «Сестринское дело в хирургии и травматологии»;
- «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях»;
- «Терапия», «Педиатрия», «Хирургия и основы травматологии», «Акушерство», «Гинекология».
Преподавателями колледжа проведена работа по разработке локального перечня практических навыков и клинических ситуаций для освоения по специальностям среднего специального медицинского образования, выполняемых с использованием симуляционного оборудования. Практические навыки и клинические ситуации внесены в учебные программы.
В настоящее время члены творческой группы колледжа осуществляют разработку компонентов научно-методического обеспечения: чек-листов, инструкций, паспортов станций. Последовательная апробация чек-листов осуществляется на практических занятиях при текущей аттестации.
Творческие группы работают согласно календарному плану экспериментальной деятельности на 2022/20223 учебный год.
Прогнозируемый результат — внедрение ОСКЭ в образовательный процесс, формирование сопроводительной документации.
Учебно-исследовательская деятельность
Одним из компонентов практико-ориентировочного обучения в колледже является учебно-исследовательская деятельность учащихся и преподавателей. Образовательный процесс в рамках исследовательского и практико-ориентированного подхода представляется как познавательная творческая деятельность обучающихся, в которой обучение для учащихся является успешным, а знания — востребованными. В результате у учащихся формируются инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
В колледже организовано научное общество учащихся. На заседаниях данного общества обсуждается тематика учебно-исследовательских работ (далее — УИР), а также осуществляется контроль за проведением учебных исследований. Результатом данной работы является конкурс УИР учащихся, который проводится в форме конференции. По итогам конкурса определяются победители и создается сборник материалов УИР (например, сборник «Актуальные вопросы медицины»). В 2023 г. с участием учащихся колледжа проведена конференция, приуроченная ко Дню белорусской науки.
Важно отметить, что медицинские специалисты новой формации должны быть хорошо подготовлены к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, конкурентоспособны на рынке труда и образовательных услуг, обладать адаптационной мобильностью, а также высокой общей культурой, побуждающей ее носителей к саморазвитию, самообучению и творческой самореализации. В этих условиях возрастает значение применения практико-ориентированных технологий, направленных на формирование личностной и профессиональной компетенции специалиста.