Курение: организация мест, контроль и ответственность

Курение не только является вредной для здоровья привычкой, но и может отвлекать работника от выполнения трудовых обязанностей в течение рабочего времени. Кроме того, данная привычка может доставлять дискомфорт пациентам и другим работникам организации здравоохранения, прежде всего, некурящим, а также стать причиной возникновения пожара.

Ковальчук Маргарита

юрист

1276 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декретом № 28* в помещениях и на территориях, занимаемых организациями здравоохранения, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, курение запрещается. Исключение — специально созданные места.

* Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (по тексту — Декрет № 28)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на ином законном основании которых находятся объекты, указанные в ч. 2 п. 35, обязаны создавать (выделять) специальные места на территориях этих объектов или комнаты для курения, оборудованные в установленном порядке и обозначенные указателем «Место для курения».

Требования к месту для курения утверждены постановлением № 28*.

* Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.04.2018 № 28 «Об установлении требований к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности» (с изменениями от 10.06.2019) (по тексту — Постановление № 28)

Такие места необходимо располагать вне зданий и сооружений, не ближе 30 м от наружных установок категорий Ан, Бн и Вн по взрывопожарной и пожарной опасности и 18 м от зданий категорий А и Б по взрывопожарной опасности. Кроме того, места для курения следует оборудовать емкостями из негорючих материалов для сбора окурков и табачного пепла. 

Комнаты (кабины) для курения, расположенные в зданиях и сооружениях, также необходимо оборудовать такими емкостями, при этом отделка ограждающих конструкций должна быть выполнена из негорючих материалов. В случаях выполнения отделки ограждающих конструкций из горючих материалов или размещения в комнатах мебели из горючих материалов в таких помещениях должно быть не менее одного порошкового огнетушителя с массой огнетушащего вещества не менее 8 кг либо не менее двух порошковых огнетушителей с массой огнетушащего вещества не менее 4 кг каждый.

Место для курения должно быть обозначено в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-2015*.

* ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (по тексту — ГОСТ 12.4.026-2015)

В организациях здравоохранения необходимо размещать знак о запрете курения. Образец и требования к размещению такого знака установлены постановлением № 35*.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.04.2019 № 35 «Об установлении образца и требований к размещению знака о запрете курения» (по тексту — постановление № 35)

ПАМЯТКА

Требования к размещению знака о запрете курения

1. Знак о запрете курения размещается у входа в помещения, на объекты и (или) территории, где курение (потребление) запрещено в соответствии с законодательными актами, либо в границах таких помещений, объектов и (или) территорий.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе дополнительно размещать знак о запрете курения на территории их расположения.
3. Размеры знака о запрете курения должны обеспечивать его видимость.
4. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в т.ч. металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся и печатной бумаги, картона.
5. Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями «Не курить», «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение в запрещенных местах.

Главная (старшая) медицинская сестра принимает участие в осуществлении контроля за соблюдением запрета курения в организациях здравоохранения и на прилегающих к ним территориях.

В настоящее время все еще не утратила силу Инструкция о порядке осуществления действенного контроля за соблюдением запрета курения в организациях здравоохранения и на прилегающих к ним территориях. Однако необходимо обратить внимание на то, что постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21, устанавливающее требования к оборудованию мест, специально предназначенных для курения, которое являлось одним из оснований для Инструкции*, утратило силу.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 № 710 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления действенного контроля за соблюдением запрета курения в организациях здравоохранения и на прилегающих к ним территориях и Примерного положения о комиссии по контролю за запретом курения в организации здравоохранения» (по тексту — Инструкция)

Инструкцией установлено, что для обеспечения действенного контроля за соблюдением запрета курения в каждой организации здравоохранения должно быть обеспечено: 

1. Издание приказа главного врача о запрете курения во всех служебных и вспомогательных помещениях данной организации и на прилегающей к ней территории как для персонала, так и для всех прочих лиц.

2. Ознакомление с приказом о запрете курения всех сотрудников организации здравоохранения под роспись.

3. Организация деятельности комиссии по контролю за соблюдением запрета курения в организации здравоохранения.

На главную (старшую) медицинскую сестру довольно может быть возложена обязанность по обеспечению:

  • организации обучения среднего и младшего медперсонала формам и методам работы с пациентами (информировании о пагубном влиянии курения на организм человека, преимуществах здорового образа жизни, способах отказа от курения, оказания квалифицированной помощи в прекращении курения);
  • наличия на стендах (при наличии — на видеомониторах), сайте организации наглядной информации о пагубном влиянии потребления табака на организм, способах отказа от курения, о телефонах и адресах организаций здравоохранения, где пациенты могут получить соответствующую помощь.

Ряд локальных правовых актов организации здравоохранения должен содержать информацию о запрете курения. Например, информация о запрете курения вне установленных мест должна содержаться:

  • для пациента — в правилах внутреннего распорядка (основание — Примерные правила внутреннего распорядка для пациентов*);
  • для работников организации здравоохранения — в правилах внутреннего трудового распорядка (разрабатываются на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка**).

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.10.2015 № 104 «Об утверждении Пример-ных правил внутреннего распорядка для пациентов»
** Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка»

Ответственность за курение в местах, не предназначенных для курения

В соответствии с Инструкцией руководитель организации здравоохранения осуществляет личный контроль за организацией и проведением мероприятий, связанных с запретом курения, и несет персональную ответственность за невыполнение данного запрета.

Факты курения во всех помещениях и на территории организации здравоохранения должны рассматриваться как грубое нарушение трудовой дисциплины. В случае их выявления необходимо применять к виновным меры дисциплинарного и административного воздействия в соответствии с действующим законодательством.

При установлении факта курения в помещениях организации здравоохранения либо на прилегающей территории сотрудники учреждения обязаны информировать руководство или представителя комиссии по контролю за соблюдением запрета курения организации здравоохранения, в случае необходимости — территориальное управление внутренних дел для принятия соответствующих ситуации мер и привлечения нарушителя к дисциплинарной либо административной ответственности. 

Согласно пп. 2, 5, 11ч. 1 ст. 53 ТК* для работников устанавливаются обязанности подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов.

* Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК)

Если соответствующий пункт о запрете курения вне установленных мест обозначен в правилах внутреннего трудового распорядка, в отношении работника могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев.

Если работник нарушил режим курения, установленный в организации, и это повлекло возникновение пожара, то такой работник также может быть привлечен к материальной ответственности согласно гл. 37 ТК.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены. Данные правонарушения влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин (ст. 17.9 КоАП*).

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (по тексту — КоАП)

Обращаем внимание на то, что протокол об административном правонарушении в случае курения в запрещенных местах на территории организации здравоохранения могут составить уполномоченные должностные лица органов внутренних дел.

 Для того, чтобы привлечь к ответственности пациента, курящего в неустановленном месте, необходимо вызвать милицию. Факт курения необходимо будет доказать, а для этого нужны свидетели данного правонарушения или (и) видеозапись.

Также нужно помнить о том, что нарушение больничного режима посредством курения в необозначенном месте не может быть внесено в листок нетрудоспособности. Связано это с тем, что в установленный Инструкцией № 1/1* перечень видов нарушения режима курение в необозначенном месте не входит.

* Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности» (по тексту — Инструкция № 1/1)

ПАМЯТКА

Виды нарушения режима, вносимые в позицию листка нетрудоспособности (справки) «особые отметки»

1. «Неявка на прием» — в случае неявки на прием к лечащему врачу лица, которому выдан листок нетрудоспособности (справка).
2. «Неявка на ВКК» — в случае неявки на заседание ВКК лица, которому выдан листок нетрудоспособности (справка).
3. «Уход из стационара» — в случае самовольного ухода из стационара; «выезд за рубеж» — в случае самовольного выезда лица, которому выдан листок нетрудоспособности (справка), за пределы Республики Беларусь в период временной нетрудоспособности, за исключением случаев, установленных Инструкцией № 1/1.
4. «Потребление алкоголя» — в случае потребления алкоголя (потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ); «невыполнение назначений» — в случае отказа от диагностики, лечения, госпитализации, взятия анализа на алкоголь и (или) наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, затрудняющего диагностику заболевания, оценку состояния трудоспособности.

1276 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4071
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок