Организуем работу ЛОР-кабинета

Особенности осуществления оториноларингологических процедур, а также появление резистентных штаммов бактерий, микобактерий, грибков, вирусов и др. обусловливают необходимость надлежащего обустройства помещений, предназначенных для выполнения данных процедур. В статье проанализированы важные аспекты организации деятельности таких помещений, в т.ч. с учетом требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Конопацкая Анна

специалист в области сестринского дела, медицинская сестра высшей квалификационной категории

1610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Оториноларингология — это интереснейший раздел медицины, посвященный диагностике и лечению заболеваний уха, горла, носа (далее — ЛОР-заболевания). Заболевания данного спектра считаются одними из самых распространенных в мире, и их эффективное лечение требует слаженной работы высшего и среднего медицинского персонала.

Современная оториноларингология наряду с другими отраслями медицины стремительно развивается и совершенствуется. Как правило, ее относят к хирургической области медицины, поскольку она специализируется не только на исследовании и лечении функциональных ЛОР-заболеваний, но и на физиологических патологиях. Тем не менее, на сегодняшний день оториноларингология все теснее соприкасается с такими областями медицины, как пластическая хирургия, нейрохирургия и онкология. Не стоит на месте и техническая база, все больше обогащаясь прогрессивным оборудованием и инновационными методами лечения.

Ускорению развития данного направления медицины способствует не только рост числа ЛОР-заболеваний, но и увеличивающаяся конкуренция на рынке медицинских услуг. 

Справочно: Лицензирование медицинской деятельности, включая услуги в области оториноларингологии, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании».

Осуществление медицинской деятельности в части оказания услуг в области оториноларингологии частными кабинетами по оказанию медицинской помощи пациентам с ЛОР-заболеваниями (далее — ЛОР-кабинет) или целыми медицинскими оториноларингологическими центрами стало достаточно распространенным процессом, организация которого не лишена определенных особенностей. 

Обустройство и оборудование помещения

При обустройстве ЛОР-кабинета еще на этапе отделки помещения необходимо обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований, установленных законодательством, в т.ч.:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (по тексту — постановление № 130)
2
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.07.2017 № 73 «Об утверждении Санитарных норм и правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях", признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (по тексту — постановление № 73)
Гигиенический норматив «Показатели безопасности питьевой воды», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 37 (по тексту — гигиенический норматив № 37)

Важно помнить, что хотя специальных ограничений по выбору материалов не предусмотрено, в ЛОР-кабинете:

  • поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, без щелей, устойчивыми к действию моющих средств;
  • напольное покрытие должно быть ровным, гладким, герметичным и устойчивым к дезинфекции.

В помещении ЛОР-кабинета обязательно наличие:

  1. водопровода, канализации и горячего водоснабжения. При этом качество воды должно соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, в т.ч. гигиенического норматива № 37;
  2. раковины со смесителем с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким антисептическим мылом.

Особое внимание в помещении ЛОР-кабинета должно быть уделено организации:

1) надлежащего микроклимата, комфортного для персонала и пациентов. В этих целях:

  • рекомендуется оборудовать помещение автономной приточно-вытяжной вентиляцией, осуществляющей вытяжку воздуха из нижней и верхней зон, с соблюдением уровня шума и вибрации;
  • разрешается наличие кондиционера, рециркулятора и др.;

2) освещения ЛОР-кабинета. При этом:

  • допускается сочетать естественное и искусственное освещение;
  • обеспечивается возможность регулирования уровня освещенности в кабинете за счет жалюзи или штор из плотной ткани. Это осуществляется для того, чтобы перепады яркости не создавали трудностей во время ЛОР-операций или проведения эндоскопических исследований;

3) уборки помещений, которая должна осуществляться с соблюдением следующей периодичности:

  • текущая уборка — не менее двух раз в день;
  • генеральная уборка — не реже одного раза в неделю.

ЛОР-кабинет обязательно должен быть оборудован:

  • письменными столами для медицинской сестры и врача-оториноларинголога (далее — ЛОР-врач);
  • смотровым врачебным столиком и двумя стульями (для ЛОР-врача и пациента);
  • подкатным столиком с хирургическим инструментарием;
  • шкафами для лекарственных средств, хирургических инструментов и др. 

При этом необходимо учитывать, что:

1) к приборам, которые должны находиться под рукой специалиста при осмотре пациента, относятся:

  • налобный осветитель; 
  • шпатель, отоскоп, носовое зеркало, ушная воронка, ушной и носовой пинцеты. 

Кроме того, осмотр детей различного возраста предполагает наличие нетравматичных приспособлений самого разного размера и диаметра;

2) весь инструментарий, использующийся в ЛОР-кабинете, стерилизуется и упаковывается в одноразовые крафт-пакеты (может использоваться одноразовый инструментарий).

ЛОР-кабинеты оснащаются по примерному табелю оснащения изделиями медицинского назначения и медицинской техники амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения, утвержденному приказом № 1180*.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2018 № 1180 «Об утверждении примерного табеля оснащения изделиями медицинского назначения и медицинской техники амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения» (по тексту — приказ № 1180)

Для современного ЛОР-кабинета перечень оборудования трудно ограничить основными стандартами, и оснащение кабинета целиком зависит от возможностей клиники. 

Совершенствование инновационных технологий позволило вывести диагностику ЛОР-патологий на принципиально новый уровень. Сегодня рабочее место ЛОР-врача можно оснастить ЛОР-комбайном — многокомпонентной установкой, которая совмещает в себе весь комплекс необходимого оборудования

Поскольку ЛОР-комбайн является полностью автоматизированной системой, ее основные подсистемы и компоненты с набором профессионального инструментария позволяют осуществлять полноценный осмотр пациента и значительно оптимизировать работу медицинского персонала. При этом:

  1. различные модули ЛОР-комбайна дают возможность максимально эффективно осуществлять продувание слуховых труб, вакуумную аспирацию серных пробок и гнойно-слизистого отделяемого, промывание полости уха за счет встроенной функции ирригации;
  2. функция высокодисперсного медикаментозного распыления ускоряет снятие отеков и воспаления;
  3. наличие встроенных модулей для проведения видеоэндоскопии способствует более быстрой и точной постановке диагноза. 

Современные видеоэндоскопические системы дают возможность визуализировать внутреннюю структуру ЛОР-органов на мониторе компьютера, и таким образом пациент или сопровождающие обследуемого ребенка могут напрямую наблюдать за процессом диагностики.

ЛОР-комбайн предназначен не только для осуществления лечебно-диагностических процедур, но и для дезинфекции и подогрева рабочего инструментария. 

Для хранения инструментов в составе ЛОР-комбайна есть различные удобные отсеки и выдвижные ящики. Кроме того, там могут располагаться насадки для эндоскопа, скальпели, иглы, зажимы, обезболивающие и сосудосуживающие препараты, лекарственные средства. 

Основные обязанности среднего медицинского персонала

Основные функциональные обязанности медицинской сестры, ассистирующей ЛОР-врачу во время приема, выглядят следующим образом: 

  • подготовка необходимого инструментария, других изделий медицинского назначения и лекарственных средств для приема пациента;
  • проверка функционирования медицинского оборудования перед началом приема пациентов; 
  • участие в осуществлении диагностических и иных манипуляций, амбулаторных операций, осуществление другой помощи ЛОР-врачу во время оказания медицинской помощи пациенту; 
  • оказание при необходимости доврачебной помощи пациенту; 
  • оформление различной медицинской и иной документации (направлений на обследование и лечение, листков нетрудоспособности, различной учетно-отчетной документации и др.); 
  • осуществление контроля за своевременным получением результатов исследований;
  • проведение профилактической работы с пациентами, нацеленной на снижение заболеваемости среди детей и взрослых;
  • руководство младшим медицинским персоналом;
  • уборка инструментария, иных медицинских изделий по окончании приема пациентов, их обработка и др. 

При этом крайне важным направлением деятельности медицинской сестры ЛОР-кабинета является организация правильной обработки использованных изделий медицинского назначения и медицинской техники, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями производителя и приказом № 165*.

* Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2002 № 165 «О проведении дезинфекции и стерилизации в учреждениях здравоохранения» (по тексту — приказ № 165)

1610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 122
• • •

Когда может наступить административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

Поможет: не допустить некоторых нарушений законодательства о защите персональных данных и избежать административной ответственности.
Руководитель. Здравоохранение № 11 (131) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 772
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок