С целью оказания помощи молодым медицинским сестрам и другому сестринскому персоналу, впервые принятым на работу в организации здравоохранения после окончания средних специальных медицинских учреждений образования (далее — новый специалист), в освоении профессии, создания условий для становления квалифицированного медицинского работника, а также вовлечения нового специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь в организациях здравоохранения организуется наставничество.
Основные задачи наставничества:
- оказание моральной и психологической поддержки новому специалисту в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей, адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и норм поведения в организации;
- обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений работников;
- освоение новым специалистом должностных обязанностей, развитие позитивного отношения к работе путем достижения первых успехов, способности самостоятельно и качественно выполнять задачи по занимаемой должности (профессии);
- формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к исполнению трудовых обязанностей.
Наставничество в организациях здравоохранения осуществляется в рамках реализации:
- отраслевого Соглашения*;
- положения о наставничестве организации здравоохранения, разработанного совместно с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на основании Типового положения о наставничестве**.
* Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников здравоохранения на 2022‒2024 годы от 13.01.2022 № 328 (по тексту — отраслевое Соглашение)
** Типовое положение о наставничестве, утвержденное постановлением Президиума Республиканского комитета Белорусского профессионального союза работников здравоохранения от 31.01.2017 № 31 «О развитии наставничества в организациях здравоохранения Республики Беларусь» (по тексту — Типовое положение о наставничестве)
Организация наставничества
Наставничество организуется не позднее 10 дней со дня принятия нового специалиста на работу и первоначально устанавливается продолжительностью не менее 3 месяцев. В случае необходимости срок наставничества может быть продлен до полной адаптации в коллективе и достижения устойчивых показателей в работе.
Наставником может быть работник, имеющий:
- высокий уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков (как правило, подтвержденных квалификационной категорией);
- стаж работы по профильной специальности (должности) не менее 3 лет;
- высокие показатели работы, пользующийся авторитетом в коллективе;
- способность к обучению персонала и обладающий такими личностными качествами, как:
- терпеливость, спокойствие, гибкость, тактичность, позитивный стиль общения и мировосприятия;
- организованность, авторитетность и влиятельность в коллективе;
- обладание педагогическими навыками;
- способность выделять приоритеты, решать проблемы.
Кандидатуры наставников определяются заместителями главного врача по медицинской части и медицинской экспертизе и реабилитации, главной медицинской сестрой. Списочный состав наставников утверждается главным врачом организации здравоохранения.
Закрепление наставника за новым специалистом осуществляется приказом руководителя организации здравоохранения на основании служебной записки, подготовленной главной медицинской сестрой.
В приказе указываются:
- продолжительность и условия наставничества;
- должность, фамилия, имя, отчество наставника и нового специалиста (работника);
- меры материального стимулирования.
Приказ руководителя организации здравоохранения согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.
Между наставником и новым специалистом заключается соглашение о трудовом сотрудничестве.
Формы и индивидуальный план наставничества
В организации здравоохранения могут применяться следующие формы наставничества:
- индивидуальное наставничество — наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один новый специалист;
- групповое наставничество, при котором наставник руководит группой новых специалистов;
- коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним новым специалистом осуществляет трудовой коллектив (группа специалистов);
- коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группы специалистов) осуществляется над группой новых специалистов.
В государственном учреждении здравоохранения «Гомельская городская поликлиника № 1» (далее — ГУЗ «ГГП № 1») разработан план работы по наставничеству и используются индивидуальная и групповая формы наставничества.
В первый рабочий день нового специалиста:
- руководитель организации здравоохранения или уполномоченное им лицо представляет нового сотрудника коллективу;
- наставник проводит для него ознакомительную экскурсию по организации.
Наставник в течение 10 дней с момента начала обучения совместно с новым специалистом разрабатывает индивидуальный план наставничества, который в ГУЗ «ГГП № 1» включает мероприятия, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Примерный перечень мероприятий индивидуального плана наставничества
В течение первого рабочего месяца наставник помогает новому специалисту во взаимодействии с другими структурными подразделениями, специалистами.
С этой целью для новых специалистов в ГУЗ «ГГП № 1» разработан Путеводитель молодого специалиста, в котором указаны структура организации, краткая информация о сотрудниках и подразделениях, номера кабинетов, телефонов, а также функционирующие в ней общественные организации.
Путеводитель вручается в ГУЗ «ГГП № 1» во время чествования новых специалистов в присутствии всего коллектива.
В течение всего периода обучения наставник оказывает новому специалисту информационную поддержку, консультирование и помощь по возникающим профессиональным и организационным вопросам, обеспечивает качественное и своевременное обучение нового специалиста в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
Оценка результатов
По завершении выполнения индивидуального плана наставничества наставник составляет характеристику на нового специалиста с указанием достигнутых результатов и представляет ее руководителю структурного подразделения.
Наставник несет ответственность за качество обучения нового специалиста в период прохождения наставничества, проводит оценку овладения навыками работы согласно критериям оценки овладения навыками работы нового специалиста. Примерный перечень критериев оценки нового специалиста в ГУЗ «ГГП № 1» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценки
Показателем эффективности работы наставника является достижение новым специалистом надлежащего уровня квалификации для осуществления самостоятельной работы.
К итоговым документам по наставничеству относятся:
- отчет нового специалиста о проделанной работе;
- рекомендации наставника новому специалисту с указанием достигнутых результатов и предложениями по дальнейшей работе.
Ответственность за осуществление наставничества в структурном подразделении несет руководитель данного структурного подразделения.