Совершенствование профессиональной подготовки: основные задачи и направления

Совершенствование профессиональной подготовки — сложный и кропотливый процесс, требующий от главной (старшей) медицинской сестры большого объема профессиональных знаний и умений. Только специалист, обладающий необходимыми компетенциями и владеющий современными технологиями, сможет организовать его на качественном уровне. В настоящей статье мы изучим основные задачи и направления совершенствования непрерывной профессиональной подготовки, а также познакомимся с новыми образовательными проектами в данной сфере.

Денисова Светлана

начальник медицинской службы медицинского центра «Аква Минск Клиника»

695 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Если выбрать только один приоритет, то это должно быть образование и еще раз образование. Так как только посредством образования можно привести мир к совместному бесконфликтному будущему.
Одрэ Азуле

Основополагающим направлением деятельности отечественного здравоохранения в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь* является реализация мер, направленных на усиление охраны здоровья населения, повышение доступности и качества медицинской помощи для всех граждан независимо от места проживания.

* Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021‒2025 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292 (по тексту — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь)

При этом ключевой задачей определена необходимость усиления эпидемиологической безопасности и снижения уровня заболеваемости населения.

В период с 2021 по 2025 гг. системе здравоохранения необходимо:

  • обеспечить всеобщий охват населения услугами первичной медицинской помощи, в т.ч. за счет усовершенствования диспансеризации и медицинских скринингов;
  • усилить профилактику неинфекционных (болезней системы кровообращения и органов дыхания, неврологических, онкологических и эндокринных заболеваний, травм) и инфекционных заболеваний в целях снижения рисков заболеваемости;
  • организовать бесплатную вакцинацию жителей страны от коронавируса;
  • минимизировать последствия коронавирусной инфекции у переболевших и обеспечить их реабилитацию;
  • расширить объемы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в области кардиохирургии, нейрохирургии и трансплантологии, травматологии и ортопедии, онкологии и пластической эстетической хирургии, а также стоматологии.

Успешная реализация указанных мероприятий практически невозможна без участия среднего медицинского персонала.

Сестринское дело — важная составляющая системы здравоохранения, включающая специалистов со средним медицинским образованием с различным уровнем и направлением подготовки, деятельность которых занимает весомое место в структуре оказания медицинской помощи населению страны.

В связи с этим крайне важным является принятие мер по своевременной и качественной подготовке среднего медицинского персонала к реализации поставленных перед здравоохранением задач.

В настоящее время непрерывное профессиональное обучение специалистов со средним и высшим сестринским образованием в Республике Беларусь:

  • имеет гибкую систему подготовки образовательных программ с учетом требований практического здравоохранения;
  • позволяет специалисту получать непрерывное профессиональное образование с использованием современных образовательных технологий и синтезировать профессиональные навыки и умения для оказания качественной, доступной и безопасной медицинской помощи населению.

Вместе с развитием технологий в системе здравоохранения интенсивно развивается и система профессионального образования специалистов сестринского дела, сохраняя при этом весь накопленный положительный опыт.

Направления развития сестринского дела

Характерной тенденцией настоящего времени является возрастание роли сестринских кадров в оказании населению качественной, доступной и безопасной медицинской помощи.

Изменение места и роли сестринского персонала в системе оказания медицинской помощи населению возможно через:

  • повышение статуса медицинской сестры в организации и оказании медицинской помощи;
  • активное внедрение в практическую деятельность новых организационных форм и технологий сестринской помощи; 
  • совершенствование профессиональной подготовки специалистов с активным внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий. 

Только при активном сотрудничестве системы здравоохранения и системы медицинского образования возможна качественная подготовка специалистов для практического здравоохранения.

Изменение образовательной конструкции специалиста «образование через всю жизнь» в конструкцию «постоянное профессиональное развитие по индивидуальной образовательной траектории» приведет к ожидаемому результату.

Непрерывное профессиональное развитие медицинских работников выступает первым и основополагающим ресурсом для построения новой устойчивой системы здравоохранения, важными задачами которой согласно Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность»* являются:

  • совершенствование службы планирования семьи, улучшение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности;
  • снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний за счет создания единой профилактической среды;
  • обеспечение всеобщего и доступного охвата населения услугами первичной медицинской помощи;
  • снижение преждевременной смертности и стабилизация инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний;
  • охрана психического здоровья и снижение уровня суицидов;
  • совершенствование диагностики и лечения туберкулеза, предупреждение заболеваемости туберкулезом, предотвращение смертности от туберкулеза;
  • обеспечение качественным лечением пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза;
  • обеспечение всеобщего доступа к диагностике, лечению, уходу в связи с ВИЧ-инфекцией;
  • исключение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и предупреждение случаев передачи ВИЧ, связанных с оказанием медицинской помощи;
  • снижение заболеваемости, сдерживание распространения ВИЧ-инфекции в группах населения с наибольшим риском инфицирования ВИЧ и др.

* Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2021 № 28 (по тексту — Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность»)

Для выполнения поставленных задач, реализации положений Закона о здравоохранении*, нормативных правовых и иных актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь особенно актуально дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

* Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (по тексту — Закон о здравоохранении)

Чтобы соответствовать современным требованиям практического здравоохранения, система непрерывного дополнительного образования должна быть нацелена на формирование необходимых компетенций в соответствии с занимаемой должностью специалиста сестринского дела и в первую очередь руководителя данного направления — главной (старшей) медицинской сестры.

Широкое внедрение современных образовательных технологий позволит сформировать у специалистов сестринского дела необходимые компетенции, которые неразрывно связаны с требованиями работодателей и системы здравоохранения в целом.

Подготовка компетентных руководителей сестринского дела признана важной задачей системы медицинского образования. Ведущим учреждением в данной системе выступает государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования». На кафедре общественного здоровья и здравоохранения (далее — кафедра БелМАПО) создано и функционирует специализированное направление, участвующее в разработке основных направлений развития сестринского дела в Республике Беларусь и непосредственно осуществляющее дополнительную подготовку руководителей сестринского дела нового формата.

Новые проекты в области повышения компетенций

Руководители организаций здравоохранения хотят видеть медицинских сестер специалистами, готовыми принимать решения, развиваться, ценящими свою специальность.

Решение данного вопроса — проведение внутренней аттестации медицинских сестер в организациях здравоохранения с целью проектирования дальнейшего развития специалистов с учетом выявленных недостатков в знаниях и навыках.

По итогам внутренней аттестации комиссия организации здравоохранения должна принять решение о необходимости обучения специалиста по двум направлениям:

  1. внутреннее обучение (в организации здравоохранения, самообучение);
  2. внешнее обучение (курсы повышения квалификации, переподготовка, образовательные проекты).

Необходимо отметить, что созданная в нашей стране система непрерывного дополнительного образования специалистов сестринского дела позволяет сконцентрироваться на подготовке медицинских работников нового типа, удовлетворяющих требованиям современной системы здравоохранения.

Наряду с реализацией разработанных образовательных программ и проектов дополнительного образования специалистов сестринского дела в настоящее время на кафедре БелМАПО идет активная работа по реализации инновационного проекта по внедрению в практическое здравоохранение командной формы работы в зависимости от уровня управления:

  • «главный врач — заместитель главного врача по медицинской части — главная медицинская сестра»;
  • «заместитель главного врача — главная медицинская сестра — старшая медицинская сестра»;
  • «главная медицинская сестра — старшая медицинская сестра — медицинская сестра».

Для командной формы работы важно сформировать у обучающихся компетенции по трем основным направлениям:

  • функциональные;
  • управленческие (по решению проблем и принятию решений);
  • межличностные (коммуникативные, психологические), основанные на доверии и партнерстве.

В основу данных технологий дополнительного образования заложены не только практико-ориентированные аспекты обучения специалистов, но и компетентностно-ориентированное обучение.

При этом фундаментальный принцип компетентностно-ориентированного обучения заключается в том, что обучающиеся получают аттестацию только по тем компетенциям, которые они подтвердили практически и смогут самостоятельно выполнить на рабочем месте. Другими словами, компетентностно-ориентированное обучение представляет собой совершенствование мастерства в процессе обучения.

Указанные образовательные технологии дополнительного образования позволят поддерживать на высоком современном уровне у руководителей и специалистов сестринского дела компетенции, необходимые для выполнения главной задачи отечественного здравоохранения — оказания качественной, доступной и безопасной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь.

695 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Особенности работы с обращениями (видеоматериалы)

Работа с обращениями граждан — это важный аспект деятельности любой организации, особенно в сфере государственного управления и общественных услуг. В условиях цифровиза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 146

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2716
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок