Административная ответственность руководителя: о чем важно помнить

Не всегда руководители организаций здравоохранения могут оценить всю полноту последствий выявления в организации различного рода нарушений. В каких случаях руководитель может быть привлечен к административной ответственности, расскажем в статье.

Сбитнева Ольга

заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

609 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную;
  • иную ответственность в соответствии с законодательством.

Данная норма ТК носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде определяются ТК, КоАП, УК и иными законодательными актами.

Это важно
Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда является совершение должностным лицом противоправного виновного деяния.

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее — Департамент).

Департамент является одним из органов, наделенных полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда (ст. 3.22 и 3.30 ПИКоАП)).

В пределах предоставленных полномочий Департамент рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 3, 4 и 6 ст. 10.12, ст. 10.13, 10.14, 10.18 и 24.11 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента (ч. 1 ст. 3.22 ПИКоАП).

Это важно
За неисполнение письменного требования (предписания) и непредставление документов, сведений, отчетов и иных материалов должностное лицо может быть привлечено к административной ответственность по ст. 24.1 и 24.11 КоАП соответственно.

Что учитывается при привлечении к ответственности

Порядок административного процесса, права и обязанности его участников определены ПИКоАП.

Справочно: административное правонарушение — это противоправное винов­ное деяние (действие или бездействие) физического лица, за совершение которого установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Совершение правонарушения физлицом

При выборе вида и размера наказания физического лица за совершение административного правонарушения учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения;
  • личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;

Справочно: вина определяется как психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ст. 2.3 КоАП).

  • характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Совершение правонарушения юрлицом

При наложении административного взыскания на юридическое лицо в соответствии со ст. 7.1. КоАП учитываются:

  • характер административного правонарушения;
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-­экономическое положение юридического лица.

Сроки наложения административного взыскания

Согласно ст. 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения физическим лицом административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено ст. 7.6 КоАП.

Если правонарушение совершено должностным лицом в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей, административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения.

Даже если руководитель организации здравоохранения или другое должностное лицо уволились и при этом не истекли сроки наложения административного взыскания и их вина в совершении административного правонарушения доказана, то они могут быть привлечены к административной ответственности.

Это важно
Бывший руководитель организации здравоохранения может быть оштрафован за нарушения законодательства о труде и об охране труда в период исполнения должностных обязанностей, если не истек срок привлечения к административной ответственности. 

Ответственность за нарушение законодательства о труде

Административная ответственность виновных должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 10.12–10.14 КоАП.

Виновные должностные лица (в частности, руководители), совершившие нарушение законодательства о труде в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них орга­ни­­за­ционно-­рас­по­ря­ди­тель­ных или адми­нистра­тив­но-­хо­зяйст­венных функций, могут быть привлечены к ответственности.

Ответственность за нарушения при выплате зарплаты

Ответственность за невыплату заработной платы, а также иных выплат предусмотрена ч. 3 ст. 10.12 КоАП.

К числу иных выплат, несвоевременность (неуплата) которых влечет административную ответственность, следует отнести все виды выплат работнику, в т. ч. стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая:

  • оплату труда за работу в сверхурочное время;
  • оплату труда за выходные дни;
  • оплату труда за работу в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом нерабочими;
  • заработную плату в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;
  • гарантии и компенсации, определенные законодательством.

Это важно
Законодателем ужесточена ответственность должностных лиц за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

За такого рода нарушения налагается административный штраф в размере от 4 до 50 БВ.

Справочно: деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 10.12 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 100 БВ (ч. 4 ст. 10.12 КоАП).

Ответственность за иные нарушения

Часть 6 ст. 10.12 КоАП среди прочего предусматривает перечень конкретных нарушений должностного лица нанимателя, при совершении которых будет наступать административная ответственность:

  • несоблюдение установленного порядка приема работников на работу;
  • несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха работников;
  • несоблюдение установленного порядка предоставления отпусков.

Справочно: административная ответственность за данные правонарушения наступает даже в том случае, если работнику указанными действиями не был причинен вред.

К числу иных нарушений законодательства о труде, причинивших вред работнику, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 10.12 КоАП, можно отнести:

  • нарушения порядка хранения, выдачи трудовых книжек;
  • неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных ст. 2612 ТК, и т. д.

Это важно
Совершение правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 10.12 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Статьей 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» определены обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.

Административная ответственность за нарушение требований по охране труда предусмотрена ст. 10.13 КоАП. За нарушение:

  • совершенное должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем, налагается штраф в размере от 5 до 40 БВ;
  • повлекшее травмирование работающих, — штраф в размере от 20 до 50 БВ.

Ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев

В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 17 Закона об охране труда работодатель обязан обеспечивать в порядке, установленном законодательством, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению.

Справочно: Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 21.05.2021).

Административная ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве установлена ст. 10.14 КоАП.

Это важно
Совершение нарушений, предусмотренные ст. 10.14 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ.

Ответственность за нарушения при заключении гражданско-­правовых договоров

При проведении проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда довольно часто выявляется:

  • несоблюдение организациями письменной формы гражданско-­пра­вовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых с гражданами;
  • отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Обязанность заключения с гражданами письменных гражданско-­правовых договоров установлена абз. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-­правовым и трудовым договорам» (в ред. от 14.04.2014).

Здесь же установлена обязанность определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

  • порядок расчета сторон договора, включая суммы, подлежащие выплате;
  • обязательство заказчика по уплате за граждан в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • обязательство по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон договора и ответственность за их невыполнение;
  • основания досрочного расторжения договора;
  • ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
  • обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Нарушение указанных требований влечет привлечение к административной ответственности по ст. 10.18 КоАП в виде наложения штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 25 БВ.

При этом если в самом гражданско-­правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся подрядчику за выполненную работу, то размер штрафа может быть определен на основании других документов, например актов выполненных работ.

Заключение

Мы рассказали лишь о некоторой части нарушений, за которые руководитель может быть привлечен к ответственности. Из статьи явно видно, что это достаточно важный вопрос, в связи с чем каждому руководителю нужно уделять особое внимание соблюдению законодательства.

609 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок