Согласно абз. 4 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, в ред. от 22.07.2021, далее — Общие положения ЕКСД) на руководителей организаций (структурных (обособленных) подразделений) должностные инструкции, как правило, не разрабатываются.
Значит ли это, что для определения прав и обязанностей руководителей государственных организаций, входящих в систему Министерства здравоохранения, достаточно актов законодательства, учредительных документов и контракта?
Анализ Общих положений ЕКСД и ТК
Общие положения ЕКСД не содержат запрета на составление должностной инструкции руководителя организации.
Согласно ТК должностная инструкция позволяет определить трудовые функции работника, его работу и трудовой распорядок.
Должностная инструкция руководителя содержит информацию о должностных (профессиональных) обязанностях руководителя (характеристику работы), его правах, взаимоотношениях (связях по должности), а также оценке его работы и ответственности.
Анализ иных норм законодательства
В соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784) должностная инструкция является документом, обязательным для представления в аттестационную комиссию в отношении подлежащих аттестации руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности.
Аналогичное требование содержится в приказе Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2018 № 1182 «Об аттестации руководителей государственных организаций, контракты с которыми заключаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, и заместителей руководителей государственных организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь».
Согласно п. 24 Положения о системе управления охраной труда в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, органах и организациях, входящих в систему Министерства здравоохранения Республики Беларусь (утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2010 № 1379, далее — Положение), обязанности и полномочия по охране труда руководителей и специалистов органов и организаций здравоохранения определяются их должностными инструкциями.
Данная норма закреплена в Положении на основании ч. 1 п. 18 Рекомендаций по разработке отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.12.2005 № 177).
Справочно: в соответствии с п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1446, в ред. от 08.10.2021, далее — постановление № 1446) в систему Министерства здравоохранения входят:
– главные управления по здравоохранению облисполкомов и Комитет по здравоохранению Минского горисполкома;
– областные медико-реабилитационные экспертные комиссии, Минская городская медико-реабилитационная экспертная комиссия;
– областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской центр гигиены и эпидемиологии, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии;
– государственные организации, подчиненные Министерству здравоохранения (перечень определен в приложении к постановлению № 1446).
Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2022–2024 годы также устанавливает, что обязательному включению в должностные инструкции руководителей, их заместителей подлежат обязанности и ответственность по вопросам охраны труда и обеспечению пожарной безопасности.
Заключение
С учетом анализа законодательства для выполнения вышеуказанных требований руководителю государственной организации системы Министерства здравоохранения необходимо иметь должностную инструкцию.