Изменения в Правилах благоустройства и содержания г. Минска в деятельности органов госсаннадзора

В статье рассмотрены последние изменения и дополнения, внесенные в Правила благоустройства и содержания города Минска, связанные с деятельностью органов государственного санитарного надзора г. Минска (далее — органы госсаннадзора).

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1621 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

За нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов предусмотрена административная ответственность физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 21.14 КоАП.

Отдельные требования Правил благоустройства и содержания населенных пунктов (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087) мы рассмотрели в статье «Применение органами госсаннадзора ч. 2 ст. 21.14 КоАП» (Опубликована в журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 11 (2018), с. 30). В данной статье рассмотрим основные изменения в Правилах благоустройства и содержания города Минска (утверждены Решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252) (далее — Правила), внесенные Решением Минского городского Совета депутатов от 30 марта 2018 г. № 30 (вступило в силу с 20 июня 2018 г. (далее — Решение № 30), затрагивающие деятельность органов госсаннадзора.

1. Установлен запрет на загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами (п. 10 Правил). Административная ответственность за «загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами» предусмотрена ч. 1 ст. 21.14 КоАП. Составлять протоколы и рассматривать дела по ч. 1 ст. 21.14, ч. 2 ст. 21.14 КоАП вправе уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, Комитета государственного контроля; Минского горисполкома, администраций районов г. Минска (только составлять протоколы), административная комиссия администрации района г. Минска (рассматривать дела); организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (только составлять протоколы).

Должностные лица органов госсаннадзора вправе составлять протоколы и рассматривать дела только по ч. 2 ст. 21.14 КоАП по нарушениям «других правил благоустройства и содержания населенных пунктов» за исключением «загромождения улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами».

2. Установлены обязанности юридических и физических лиц, в т. ч. индивидуальных предпринимателей:

1) осуществлять за счет собственных средств содержание и благоустройство территорий, закрепленных за ними администрациями районов г. Минска (ч. 3 п. 3 Правил);

2) согласовывать с главным архитектором администрации района г. Минска проекты объектов строительства, наружной рекламы, архитектурного освещения (включая их функционирование и демонтаж), городского дизайна, малых архитектурных форм, архитектурно-художественного оформления городской среды в соответствии с требованиями действующего законодательства, в т. ч. технических нормативных правовых актов.

Справочно: архитектурное освещение — функциональное декоративное освещение фасадов зданий, памятников, эстакад, мостов, путепроводов, расположенных на территории города Минска (термин и его определение введены Решением № 30).

Указанное требование установлено в качестве уточняющего в связи с введением некоторых изменений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

3. Конкретизированы требования по уборке территории, прилегающей к торговым объектам. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, производят санитарную очистку и уборку:

  • территории, прилегающей к стационарным торговым объектам и объектам общественного питания, объектам бытового обслуживания, и закрепленной администрациями рай­онов территории;
  • территории, прилегающей к нестационарным торговым объектам, нестационарным объектам общественного питания и объектам бытового обслуживания (павильоны, киоски, палатки), в радиусе 5 м и обособленных подъездных путей к ним на основании договора, заключенного со специализированными организациями по санитарной очистке территории (п. 18 Правил).

4. Установлена обязанность организаций, осуществляющих свою деятельность на территории строительных площадок, выполнять санитарную очистку и уборку не только территории строительной площадки, но и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 м по периметру от ограждения площадки, склада, базы и подъезда к ним.

Аналогичная обязанность содержится в п. 13 Санитарных норм и правил «Требования к организациям, осуществляющим строительную деятельность, и организациям по производству строительных материалов, изделий и конструкций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 120.

Также дополнено, что в целях предотвращения выноса грунта и грязи за территорию строительной площадки выезды должны оборудоваться пунктами мойки (очистки) колес автотранспорта (п. 20 Правил).

5. Для органов управления гаражных и иных потребительских кооперативов, собственников (владельцев) индивидуальных гаражей установлены обязанности осуществлять надлежащее содержание и ремонт ограждений и фасадов, проездов на территории кооперативов (п. 21 Правил).

6. Уточнены обязанности собственников одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах по вопросам выполнения некоторых мероприятий по благоустройству и содержанию (эксплуатации) земельного участка, предоставленного для обслуживания указанных строений: в дополнение к обязанностям по санитарной очистке и уборке участка в самостоятельную обязанность выделен покос травы (в т. ч. на территории, прилегающей к земельному участку), а граница ответственности уменьшена до проезжей части дороги (было до середины проезжей части) (подп. 24.2 п. 2 Правил).

7. Уточнено, что организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, должны обустраивать площадки с ограждением и водонепроницаемым покрытием под контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов в соответствии с законодательством (абз. 3 п. 9 Правил).

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, являются Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 ноября 2011 г. № 110.

8. Обязанности специализированных организаций по озеленению дополнены обязанностями: по вывозу мусора с территорий парков, лесопарков, скверов, бульваров, аллей и проездов, малых архитектурных форм, зон отдыха (пляжей), озелененных территорий, расположенных вдоль улиц, и других закрепленных в установленном порядке озелененных территорий; уборке с газонов скошенной травы; устройству (при необходимости) твердого покрытия дорожек по пешеходным направлениям в местах вытаптывания газона (абз. 2, 5, 8 п. 22 Правил).

9. Уточнены обязанности специализированных организаций по содержанию улично-дорожной сети. Данные организации в пределах границ обслуживания обязаны в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов осуществлять мероприятия по содержанию (эксплуатации), ремонту и уборке также обособленных посадочных площадок остановок трамваев и информационно-указательных знаков (указателей заездов к жилым домам), установленных на въездах в жилую застройку (абз. 5, 6 п. 6 Правил).

10. Определена область контроля организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, специализированных организаций по озеленению территории, специализированных организаций по содержанию улично-дорожной сети. Они должны осуществлять контроль за содержанием обслуживаемых территорий, не допуская их загромождения, в т. ч. столами, ящиками, коробками, лотками, тележками, пакетами, другой тарой и иными приспособлениями (ч. 2 п. 26 Правил).

11. Изменена периодичность уборки проездов в жилых зонах и проездов на придомовых территориях. Было: независимо от периода — не реже двух раз в день. Стало: в зимний период — не реже одного раза в сутки, в летний период — не реже одного раза в два дня (п. 33 Правил).

Также изменена периодичность уборки самой придомовой территории в летний период. Было — не реже одного раза в день. Стало — не реже одного раза в два дня.

12. В качестве отдельного вида работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории земель общего пользования населенных пунктов определены: содержание, ремонт, окраска фасадов зданий, заборов (ограждений), поручней, малых архитектурных форм, фонтанов, беседок, оборудования спортивных и детских площадок, навесов, скамеек, урн (подп. 4.6 п. 4 Правил).

13. Перечень требований, направленных на поддержание территории г. Минска в надлежащем состоянии, дополнен следующими:

1) в летний период: уборка территории спортивных и детских площадок, проездов на придомовой территории (не реже одного раза в два дня) (абз. 3 п. 37 Правил);

2) независимо от периода:

  • должны быть установлены урны для сбора мусора на входах в административные и общественные здания, объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, прочие социально значимые объекты, на гостевых парковках вдоль улично-дорожной сети, в парках и скверах;
  • запрещено хранение неэксплуатируемых транспортных средств на дворовых территориях;
  • запрещено производить раскопки (земляные работы) при проведении социально значимых мероприятий в течение срока, определенного распоряжением председателя Мингор­исполкома;
  • запрещена реализация физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте, а также в ином общественном месте вне рынка либо иного места, установленного администрацией района г. Минска, товаров, которые эти физические лица в соответствии с законодательством вправе реализовывать на рынке либо в ином установленном месте (абз. 6, 16, 19, 20 п. 38 Правил).

Что касается запрета по реализации физическими лицами товаров в неустановленных местах, то за его нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 8 ст. 12.17 КоАП. Таким образом, имеется коллизия между общей нормой ч. 2 ст. 21.14 КоАП и специальной по отношению к ней нормой ч. 8 ст. 12.17 КоАП. При этом следует учитывать, что должностные лица органов госсаннадзора не уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела по ч. 8 ст. 12.17 КоАП.

Заключение

На основании предоставленных ст. 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» полномочий на осуществление контроля в области благоустройства местные исполнительные и распорядительные органы зачастую используют такие формы контроля, как создание межведомственных рабочих, мобильных групп, комиссий (для осуществления контроля за содержанием и благоустройством территории усадебной жилой застройки; за санитарным состоянием и содержанием объектов инфраструктуры и т. п.) из представителей различных организаций, включая контролирующие (надзорные) органы (в т. ч. органы госсаннадзора), которые осуществляют объезды поднадзорных территорий, выявляют по их результатам нарушения Правил и обеспечивают в связи с этим ведение административных процессов в отношении виновных лиц.

Полагаем, что в целях формирования единообразной правоприменительной практики, учитывая установленные Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» формы контроля (надзора) с их ориентацией на предупредительно-профилактическую направленность, а также в связи с отсутствием упоминания в данном Указе мероприятий по контролю в области благоустройства соответствующей территории целесообразно на уровне местных исполнительных и распорядительных органов определить методологию проведения указанных мероприятий, включая определение процедуры их назначения и реализации материалов по ним, а также условия привлечения к административной ответственности при первичном выявлении нарушений действующего законодательства. 

Правила благоустройства и содержания города Минска

Утверждены Решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252
(с изм. и доп., внесенными Решением от 30 марта 2018 г. № 30)

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

<…>

3. На землях запаса и общего пользования благоустройство, содержание (эксплуатация) территории осуществляются Минским городским исполнительным комитетом (далее — Мингорисполком) или уполномоченными им юридическими лицами (специализированными организациями, определенными в пункте 2 настоящих Правил), а также юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в соответствии с частями второй и третьей настоящего пункта.

Администрации районов в городе Минске (далее — администрации районов) вправе закреплять за юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, территории города Минска для содержания и благоустройства.

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, содержание и благоустройство закрепленных территорий администрациями районов г. Минска осуществляют за счет собственных средств.

<…>

7. Мингорисполкомом, администрациями районов ежегодно в весенний и осенний периоды организовываются месячники и субботники по санитарной очистке и благоустройству города Минска, к участию в которых привлекаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

<…>

Редакция

1621 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок