Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 №143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143) (вступил в силу c 26.04.2020) организации здравоохранения, санаторию как нанимателям предоставлено право в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на их деятельность, временно перевести работника, в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю, а также для замещения отсутствующего работника. Указ № 143 позволяет осуществить такой перевод на срок до трех месяцев без согласия работника. Согласие работника требуется только при намерении нанимателя увеличить срок такого перевода (абз. 3 п. 14 Указа № 143).
Действующий ТК уже содержит нормы о временном переводе в связи с производственной необходимостью — это ст. 33 ТК. Различия между приведенной нормой Указа № 143 и ст. 33 ТК состоят в следующем.
1. Согласно ч. 2 ст. 33 ТК производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника.
В Указе № 143 речь идет о производственной необходимости, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя.
Таким образом, при наличии производственной необходимости, определенной в ч. 2 ст. 33 ТК организации здравоохранения, санаторию следует руководствоваться ст. 33 ТК. Если же производственная необходимость является следствием неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации, то можно применять нормы Указа № 143.
2. Срок временного перевода работника без его согласия на основании ст. 33 ТК, составляет:
- в связи с производственной необходимостью — до одного месяца;
- для замещения отсутствующего работника — один месяц в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
По соглашению с работником срок такого перевода может быть увеличен.
Согласно Указу № 143 в обоих перечисленных случаях временный перевод работника возможен на срок до трех месяцев и этот срок также может быть увеличен по соглашению с работником. При этом для случая замещения отсутствующего работника отсутствует ограничение в виде календарного года. То есть наниматель без согласия работника вправе осуществлять его временный перевод сроком по три месяца неоднократно в течение года. Такой подход, вероятно, связан с тем, что развитие сложившейся эпидемиологической ситуации непредсказуемо, а меры, определенные Указом № 143, имеют целью минимизировать влияние на экономику Беларуси мировой эпидемиологической ситуации. Кроме того, Указом № 143 установлено, что п. 14 действует до особого распоряжения Президента.
3. В ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о временном переводе на не обусловленную трудовым договором работу (по другой квалификации, должности служащего (профессии рабочего)), а также на работу к другому нанимателю.
В Указе № 143 речь идет о том же. Однако есть дополнение о том, что наниматель вправе перевести работника, в т.ч. в другое структурное подразделение.
В отличие от ТК в Указе № 143 отсутствует норма, указывающая на случаи, в которых временный перевод не допускается. В связи с этим следует руководствоваться нормой ч. 2 ст. 33 ТК, согласно которой работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Варианты временного перевода
Исходя из анализа понятий «перевод» (ч. 1 ст. 30 ТК) и положений о временном переводе (ч. 1 ст. 30 ТК), положений абз. 3 п. 14 Указа № 143 возможны следующие варианты временного перевода работника на основании данного Указа:
- поручение работнику необусловленной трудовым договором работы в данной организации, а также ее структурном подразделении;
- поручение работнику необусловленной либо обусловленной трудовым договором работы в данной организации (структурном подразделении) для замещения отсутствующего работника;
- поручение работнику необусловленной либо обусловленной трудовым договором работы у другого нанимателя (т.е. у другого юридического лица).
Оплата труда при переводе
Поскольку в Указе № 143 речь идет о временном переводе в связи с производственной необходимостью и отсутствуют положения, определяющие порядок оплаты труда при таком переводе, то по аналогии необходимо руководствоваться соответствующими нормами ТК.
Согласно ч. 1 ст. 68 ТК при временном переводе в связи с производственной необходимостью (п. 2 ч. 1 ст. 321 ТК) оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При временном переводе работника к другому нанимателю оплата труда, предоставление трудового отпуска, привлечение к дисциплинарной, материальной ответственности, регулирование иных вопросов, требующих принятия решений со стороны нанимателя, осуществляются нанимателем, с которым работник заключил трудовой договор (ч. 7 ст. 321 ТК).
Порядок оформления перевода
Временный перевод работника на основании Указа № 143 оформляется так же, как и временный перевод в связи с производственной необходимостью на основании ст. 33 ТК. То есть для этого необходимо издать приказ о временном переводе. В приказе обязательно указываются:
- причины временного перевода;
- срок временного перевода;
- работа, на которую переводится работник;
- условия оплаты труда (ч. 2 ст. 321 ТК).
От редакции
Пример приказа о временном переводе на основании Указа № 143 и на основании ст. 33 ТК вы можете скачать по ссылке.
При временном переводе работника, в т.ч. к другому нанимателю, заключать новый трудовой договор или вносить изменения в действующий не требуется (ч. 3 ст. 321 ТК). Однако в случае необходимости возложения на другого нанимателя дополнительных обязанностей необходимо заключить договор, включающий в себя соответствующие обязательства этого нанимателя.
К обязанностям другого нанимателя, которые он должен исполнять в силу закона, относятся:
- обеспечение работнику условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
- соблюдение требований по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в т.ч. обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принятие необходимых мер, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и работоспособности работника в процессе трудовой деятельности (ч. 6 ст. 32-1 ТК).