Ваша организация здравоохранения как получатель бюджетных средств планирует произвести закупку, например, продуктов питания, принтеров, бумаги, реагентов, услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники и др. Источником финансирования данной закупки являются средства городского (районного, областного) бюджета. Предмет закупки не относится к товарам (работам, услугам) в сфере строительства.
На основании перечисленных критериев вы пришли к правильному выводу о том, что данная закупка должна осуществляться в соответствии с актами законодательства о государственных закупках* — Законом о государственных закупках и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — постановление № 778).
* См. статью Бенсмана М. «Критерии выбора актов законодательства для проведения закупок товаров, работ, услуг» в журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 7 (2018), с. 23 (примеч. ред.).
Следующий шаг — правильно выбрать вид процедуры государственной закупки. Это важно, поскольку для каждого ее вида определен особый порядок и случаи проведения, а за нарушение порядка проведения государственной закупки предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 базовых величин (ч. 4 ст. 11.16 КоАП) (до 1225 руб.*).
* с 1 января 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2017 г. № 997 базовая величина установлена в размере 24,5 руб.
Чтобы правильно определить процедуру закупки необходимо знать, какие виды процедур закупок позволено применять в сфере государственных закупок и по каким критериям должен производиться выбор каждого из них. Осуществление государственной закупки без проведения соответствующей процедуры, определенной Законом о государственных закупках, не допустимо.
Виды процедур государственных закупок
Государственная закупка может быть проведена с применением одного из следующих видов процедур:
- открытый конкурс;
- закрытый конкурс;
- электронный аукцион;
- процедура запроса ценовых предложений;
- процедура закупки из одного источника;
- биржевые торги (ст. 17 Закона о государственных закупках).
Наиболее часто в практике бюджетных организаций здравоохранения применяется процедура запроса ценовых предложений, электронные аукционы и процедура закупки из одного источника, реже — открытые конкурсы. Имеются в виду те случаи, когда закупки проводятся не централизовано, а самой организацией здравоохранения.
Далее рассмотрим, в каких случаях, какой вид процедуры государственной закупки следует выбрать.
Критерии выбора вида процедуры государственной закупки
При определении вида процедуры государственной закупки организации здравоохранения как заказчику нужно исходить из следующих факторов:
1) ориентировочной стоимости годовой потребности (далее — ОСГП) в предмете государственной закупки;
Справочно: ориентировочная стоимость указывается в годовом плане государственных закупок, который организация здравоохранения как заказчик должна сформировать, утвердить руководителем и разместить на сайте www.icetrade.by до 8 марта в каждом текущем году*.
* п. 2 ст. 18 Закона о государственных закупках; абз. 2 ч. 2 п. 10 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778.
2) включен ли предмет государственной закупки в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов.
Данный фактор относится к биржевым торгам и электронному аукциону;
3) случаев применения отдельных видов процедур закупок, предусмотренных Законом о государственных закупках.
Данный фактор относится к закрытому конкурсу и процедуре закупки из одного источника.
ОСГП в товарах (работах, услугах) не более 300 базовых величин
В данном случае организация здравоохранения вправе провести закупку с применением процедуры закупки из одного источника.
Данное основание проведения процедуры закупки из одного источника предусмотрено приложением к Закону о государственных закупках.
Здесь следует обратить внимание на следующую ситуацию.
Организация здравоохранения посредством процедуры закупки из одного источника заключила договор на поставку товара на сумму 300 базовых величин. Впоследствии ей было выделено дополнительное финансирование в размере 20 базовых величин на закупку аналогичных товаров. Поскольку после выделения дополнительного финансирования стоимость годовой потребности государственной закупки однородных товаров превысила 300 базовых величин, применение процедуры закупки из одного источника для проведения второй закупки будет неправомерным. В этом случае должны применяться иные виды процедур закупок, выбор которых осуществляется в зависимости от ОСГП государственной закупки.
ОСГП в товарах более 300, но не более 1000 базовых величин
В данном случае абз. 2 подп. 1.5 п. 1 постановления № 778 предусмотрено проведение процедуры запроса ценовых предложений.
Данный вид процедуры закупки применяется к закупке товаров, в т. ч. включенных в перечни товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов и биржевых торгов (данные перечни утверждены постановлением № 778).
По выбору заказчика (организатора) в пределах обозначенного диапазона возможно провести закупку с применением электронного аукциона, если товар включен в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (далее — перечень для электронных аукционов).
ОСГП в работах (услугах) более 300, но не более 3000 базовых величин
В данном случае, как и в предыдущем, постановлением № 778 предусмотрено проведение процедуры запроса ценовых предложений, которую в пределах данного диапазона можно провести также при закупке работ (услуг), включенных в перечень для электронных аукционов.
ОСГП в товарах (работах, услугах), включенных в перечень для электронных аукционов, более 1000 базовых величин
В данном случае обязательно проведение электронного аукциона, если планируемые к закупке товары (работы, услуги) включены в перечень для электронных аукционов. Применение иных видов процедур государственных закупок в этом случае будет неправомерным.
Аналогичным образом в данном случае обстоят дела с биржевыми торгами, применение которых в обычной практике организаций здравоохранения не встречается.
ОСГП в не включенных в перечни товарах более 1000, работах (услугах) более 3000 базовых величин
В данном случае организация здравоохранения должна проводить закупку с применением открытого конкурса, если предполагаемые к закупке товары (работы, услуги) не упомянуты в перечнях товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов или электронных аукционов.
Закрытый конкурс применяется в случае, если сведения о государственной закупке составляют государственные секреты, что в обычной практике организаций здравоохранения не встречается.
Таким образом, открытый (закрытый) конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом о государственных закупках для применения иных видов процедур государственных закупок.
Ранее проведенная процедура государственной закупки признана несостоявшейся в целом либо в отношении отдельных частей (лотов)
Это еще один случай, когда организация здравоохранения при соблюдении определенных условий вправе провести государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника.
В данном случае организация вправе воспользоваться данной процедурой при условии предварительного согласования ее проведения с государственным органом (организацией), которому подчинена либо в состав, систему которой входит, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (таким органом является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь).
Организация здравоохранения вправе самостоятельно принять решение о проведении процедуры государственной закупки из одного источника после того, как проведенная повторно процедура государственной закупки вновь была признана несостоявшейся.
В рассматриваемом случае обозначенные два условия проведения процедуры закупки из одного источника предусмотрены подп. 1.19 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» и подлежат применению вместо условия, предусмотренного абз. 4 п. 2 ст. 26 Закона о государственных закупках.
Заключение
Правильный выбор процедуры закупки позволит не только обеспечить реализацию основного принципа осуществления государственных закупок — эффективного расходования денежных средств, — но и убережет должностных лиц организации здравоохранения, и в частности руководителя, от административного штрафа за нарушение порядка проведения государственной закупки.