Какие изменения в Законе о здравоохранении ждут нас со 2 февраля 2024 года
Поможет: ознакомиться с нововведениями в Закон о здравоохранении и подготовиться к работе в соответствии с данными изменениями.
Поможет: ознакомиться с нововведениями в Закон о здравоохранении и подготовиться к работе в соответствии с данными изменениями.
С 2 февраля 2024 г. вступают в силу изменения, внесенные в Закон о здравоохранении, которые затрагивают ряд направлений деятельности организаций здравоохранения и медицинских работников.
Справочно: законодатель устранил ряд правовых пробелов, что позволит системе здравоохранения работать более качественно и эффективно.
В ст. 1 Закона о здравоохранении появились новые термины, такие как «контрафактное медицинское изделие», «неблагоприятное событие (инцидент)», «некачественное медицинское изделие», «фальсифицированное медицинское изделие».
Это важно
Руководителям организаций здравоохранения и практикующим врачам следует обратить внимание на дополнение, внесенное в определение «пациент».
В новой редакции пациент — это физическое лицо, не только обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь, но и (или) в отношении которого проводится медицинская экспертиза.
Изменено и определение фармацевтической деятельности. Сейчас под ней понимается деятельность в сфере обращения лекарственных средств и лекарственного растительного сырья, в новой редакции — только деятельность в сфере обращения лекарственных средств.
Справочно: в связи с вышеуказанным изменением скорректировано и определение фармацевтического работника.
В ст. 183 Закона о здравоохранении уточнено понятие «биомедицинские клеточные продукты». В новой редакции под ними понимается пересадочный материал, полученный на основе клеток человека, не подвергшихся существенным манипуляциям, за исключением эмбриональных, фетальных стволовых и половых клеток человека.
Дополнены полномочия Совета Министров в области здравоохранения — ему делегировано право определять порядок медицинской и социальной реабилитации в реабилитационном центре для лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, утверждать положение о таком центре (абз. 8 ч. 2 ст. 8 Закона о здравоохранении).
В связи с появлением новых организаций здравоохранения — университетских клиник — законодатель установил, что эти организации наряду с государственными учреждениями здравоохранения предоставляют бесплатную медицинскую помощь за счет государственных средств на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения (абз. 2 ст. 4 Закона о здравоохранении).
Объем финансирования для предоставления бесплатной медицинской помощи в университетских клиниках, а также порядок обеспечения граждан Республики Беларусь лекарственными средствами, медицинскими изделиями и биомедицинскими клеточными продуктами определяются так же, как и для государственных учреждений здравоохранения (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 38 Закона о здравоохранении).
В структуре государственной системы здравоохранения (ч. 2 ст. 10 Закона о здравоохранении) понятие «университетские клиники» употребляется самостоятельно, без пояснения, что это учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность и участвующие в реализации образовательных программ высшего образования.
Справочно: цели, задачи и основные вопросы функционирования университетских клиник отражены в ст. 59 Закона о здравоохранении.
Значительные изменения претерпел институт медицинской аккредитации.
Это важно
В новой редакции Закона о здравоохранении предусмотрена медицинская аккредитация любых организаций здравоохранения, а не только государственных, как было ранее.
Введено понятие базовых и национальных критериев медицинской аккредитации, которые устанавливаются Министерством здравоохранения.
Базовые критерии включают минимальные требования к видам оказываемой медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам (ч. 1 ст. 121 Закона о здравоохранении).
Это важно
Медицинской аккредитации в целях установления соответствия базовым критериям подлежат государственные организации здравоохранения.
Особенности финансирования государственных организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, не прошедших в установленном порядке медицинскую аккредитацию на соответствие базовым критериям медицинской аккредитации, определяются Советом Министров (ч. 4 ст. 13 Закона о здравоохранении).
Национальные критерии медицинской аккредитации включают требования, основанные на современных международных подходах к обеспечению безопасности и эффективности оказания медицинской помощи.
Это важно
Из ч. 2 ст. 121 Закона о здравоохранении следует, что любая организация здравоохранения вправе пройти медицинскую аккредитацию на соответствие национальным критериям.
В новой редакции Закона о здравоохранении ряд изменений затронули вопросы оказания медицинской помощи.
Впервые закреплена возможность направления за пределы Республики Беларусь образцов биологических материалов граждан Республики Беларусь для исследования в целях диагностики (ч. 10 ст. 14 Закона о здравоохранении).
Фармацевтические работники исключены из списка лиц, которые обязаны оказывать скорую медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения (ч. 2 ст. 51 Закона о здравоохранении).
По общему правилу объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения.
В новой редакции ч. 7 ст. 16 Закона о здравоохранении определены исключения. Объемы оказания медицинской помощи в подчиненных Министерству обороны, Государственному пограничному комитету государственных организациях здравоохранения, других организациях, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством, при выполнении Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями задач по предназначению устанавливаются соответственно Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом.
Новшества коснулись ВКК и экспертизы временной нетрудоспособности.
Так, ВКК будут создаваться не только в организациях здравоохранения, но и в других организациях, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность (далее — другие организации) (ч. 4 ст. 17 Закона о здравоохранении).
Это важно
В других организациях может проводиться экспертиза временной нетрудоспособности пациентов в связи с заболеванием, беременностью, родами и в иных случаях (ч. 1 ст. 33 Закона о здравоохранении).
В новой редакции Закона о здравоохранении из ст. 181 изъята норма, согласно которой другие организации вправе проводить обязательные и внеочередные медицинские осмотры только в отношении граждан, работающих в этих организациях (поступающих на работу в эти организации).
Законодатель посчитал целесообразным расширить перечень оснований для проведения медицинского освидетельствования.
Со 2 февраля 2024 г. медицинское освидетельствование может проводиться в целях установления или подтверждения факта наличия или отсутствия у лица медицинских противопоказаний для работы на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания (абз. 5 ч. 1 ст. 341 Закона о здравоохранении).
Справочно: порядок проведения медицинского освидетельствования моряков, форма медицинского документа, выдаваемого по его результатам, перечень медицинских противопоказаний для работы на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания определяются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций (ч. 4 ст. 341 Закона о здравоохранении).
Изменен перечень случаев проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Это важно
Из перечня случаев проведения экспертизы качества медицинской помощи изъяты летальные исходы.
Экспертиза качества медицинской помощи будет проводиться в случаях наличия заявлений и жалоб на качество медицинской помощи и в иных случаях, установленных Министерством здравоохранения (ч. 2 ст. 372 Закона о здравоохранении).
Внесены небольшие корректировки по вопросам централизованной информационной системы здравоохранения.
В перечень действий в централизованной информационной системе здравоохранения, которые осуществляются медицинскими работниками без согласия пациентов, добавлена обработка персональных данных в целях организации оказания медицинской помощи (ч. 8 ст. 376 Закона о здравоохранении).
Кроме того, добавлена норма, согласно которой оператор централизованной информационной системы здравоохранения вправе на безвозмездной основе получать из государственных информационных систем (ресурсов) информацию, необходимую для ее функционирования, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы в соответствии с порядком, установленным Советом Министров (ч. 9 ст. 376 Закона о здравоохранении).
Существенным нововведением является дополнение ст. 38 Закона о здравоохранении нормой, согласно которой при заболеваниях, которые включены в перечень, устанавливаемый Министерством здравоохранения, при оказании медицинской помощи по жизненным показаниям граждане Республики Беларусь в случае доказанной неэффективности или непереносимости лекарственных средств, включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств, обеспечиваются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов иными лекарственными средствами в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
По-новому урегулированы и вопросы обращения медицинских изделий (ст. 391 Закона о здравоохранении), касающиеся:
Важные изменения внесены в ст. 46 Закона о здравоохранении по вопросам предоставления информации о состоянии здоровья пациента и врачебной тайны.
Предусмотрено, что по желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, оператор общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе предоставляет медицинским работникам доступ к информации о состоянии здоровья пациента для выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний с использованием личного электронного кабинета пациента посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Это важно
Расширен перечень случаев правомерного, без согласия пациента, предоставления информации, составляющей врачебную тайну.
Теперь предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента возможно по запросу органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, в связи с осуществлением контроля за деятельностью опекунов и попечителей.
Одной из важных новелл является исключение института резидентуры и подробная регламентация вопросов клинической ординатуры.
Это важно
В ст. 61 Закона о здравоохранении определено понятие клинической ординатуры, перечислены ее основные задачи, порядок подготовки в ординатуре, ее сроки.
В Законе о здравоохранении в новой редакции урегулированы вопросы:
Внесенные в Закон о здравоохранении изменения учитывают изменившиеся общественные отношения в здравоохранении и будут способствовать повышению качества медицинской помощи. Руководителю необходимо учитывать изменения при организации своей работы.