Лицензионные требования к руководителям и медперсоналу: предстоящая трансформация

На текущий момент Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования», проект которого так долго дорабатывают, остается последним документом, еще не подписанным Президентом в рамках пакета решений о стимулировании деловой активности.

Пацай Виктор

партнер «Юридической компании ЮКОН»

1265 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В последнее время в среде бизнес-сообщества и в руководящих кругах активно обсуждаются вопросы развития предпринимательской инициативы и исключения излишних требований, предъявляемых к бизнесу. В целях практической реализации указанных направлений улучшения бизнес-климата уже принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Кроме указанного Декрета в целях практической реализации упомянутых направлений улучшения бизнес-климата, а также оптимизации процедур лицензирования, требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий, подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования» (далее — проект Указа). Данный документ в редакции от 19 января 2018 г. в настоящий момент находится в стадии принятия. 

К сожалению, точной информации о том, когда проект Указа будет представлен на подпись Президенту, на текущий момент нет. 

Пока заканчивается доработка проекта Указа, имеет смысл рассмотреть лицензионные требования в сфере медицинской деятельности, поскольку есть основания полагать, что в Указе, который будет подписан Президентом, они не изменятся. В то же время нововведения, особенно в части дополнительных лицензионных требований к руководителю негосударственной организации здравоохранения, могут, на наш взгляд, создать определенные проблемы при применении их на практике.

Начнем с общих лицензионных требований.

Общие лицензионные требования

В соответствии с действующим Положением о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») (далее — Положение) общими лицензионными требованиями являются: 

  • наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, оборудования, транспорта, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
  • наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;
  • наличие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения с организацией, оказывающей услуги по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения (подп. 322.1 п. 322 Положения).   

Согласно проекту Указа данные требования останутся.

Лицензионные требования к руководителю

Действующие лицензионные требования  

Согласно действующему Положению лицензионными требованиями к руководителю негосударственной организации здравоохранения являются:

  • наличие высшего медицинского образования;
  • наличие первой или высшей квалификационной категории;
  • наличие документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.

Согласно проекту Указа данные требования сохранятся. Однако проектом Указа предусмотрено введение еще двух дополнительных требований.

Новые (дополнительные) лицензионные требования

Дополнительными лицензионными требованиями к руководителю негосударственной организации здравоохранения согласно проекту Указа являются: 

  • наличие основного места работы в этой организации (за исключением лица, ответственного согласно приказу руководителя за осуществление лицензируемой деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения, и работающего в этой организации в единственном числе);
  • наличие стажа работы по организации здравоохранения либо по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее трех лет.

Смысл первого требования очевиден: руководителю нельзя работать по совместительству в другой организации здравоохранения.

Второе дополнительное лицензионное требование нуждается в более детальном анализе. Оно состоит из двух альтернативных лицензионных требований, соблюдения каждого из которых в совокупности с другими лицензионными требованиями достаточно для того, чтобы обеспечить соблюдение законодательства о лицензировании медицинской деятельности. 

Рассмотрим каждое из альтернативных лицензионных требований в отдельности. Начнем со второго.

Наличие стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее трех лет. На текущий момент практика такова, что если у организации заявлен один вид деятельности, например, стоматология, то управление по лицензированию Минздрава согласовывает вариант, когда на должность руководителя организации назначается лицо, не прошедшее переподготовку по специальности «Организация здравоохранения», но имеющее специальность врача-стоматолога, которое наряду с работой руководителем будет на 0,5 ставки  работать в качестве врача-стоматолога.

Если у организации заявлено несколько видов деятельности, то управление по лицензированию в обязательном порядке требует наличия у руководителя организации переподготовки по специальности «Организация здравоохранения».

Исходя из формулировки нового лицензионного требования, полагаем, что рассмотренная выше практика сохранится. 

В то же время условие о том, что стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет, говорит об ужесточении лицензионных требований в рассматриваемой части.

Определенную настороженность вызывает и первое альтернативное лицензионное требование. 

Наличие стажа работы по организации здравоохранения не менее трех лет. Прежде всего, рассмотрим, что означает работа по организации здравоохранения.

Согласно номенклатуре должностей медицинских, фармацевтических работников* к врачам-организаторам здравоохранения относятся:

* является приложением к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 61 «Об установлении номенклатуры должностей медицинских, фармацевтических работников».

1) врачи-специалисты, являющиеся руководителями организаций здравоохранения (за исключением аптечных организаций и организаций медицинской техники): главный врач (директор, заведующий, начальник, председатель); заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника, председателя);

2) врачи-специалисты, являющиеся руководителями обособленных подразделений (больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови и другие) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, систему органов внутренних дел: заведующий (начальник); заместитель заведующего (начальника);

3) врачи-специалисты, являющиеся руководителями структурных и (или) обособленных подразделений (больницы, амбулатории) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, систему органов внутренних дел: врач-специалист (заведующий (начальник) амбулаторией, участковой больницей и больницей сестринского ухода), его заместитель; начальник медицинской службы; начальник (председатель) военно-врачебной комиссии (ВВК);

4) врачи-специалисты (старшие): врач-методист; врач-статистик.

Таким образом, в соответствии с проектом Указа становится невозможным занимать должность руководителя негосударственной организации здравоохранения, не имея трехлетнего стажа работы в одной из указанных выше должностей.

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 175 «О требованиях к занятию должностей руководителей, врачей-специалистов, провизоров-специалистов» для занятия должности главного врача (директора, заведующего, начальника, председателя) организации здравоохранения необходимо накопление 320 учебных часов повышения квалификации в течение первых двух лет работы в данной должности. Соответственно, установленный проектом Указа трехлетний стаж работы по организации здравоохранения очевидно не будет способствовать увеличению деловой активности. Более того, новое требование ставит под большой вопрос соответствие новым лицензионным требованиям большого количества уже действующих субъектов хозяйствования, руководители которых еще не отработали в своей должности необходимые три года.

Возникает также вопрос в части необходимости соблюдения рассматриваемого требования микроорганизациями с численностью до 15 человек.

Что будет делать директор, отработавший по организации здравоохранения три года, с такого уровня квалификацией при нормальной продолжительности рабочего времени 40 ч в неделю, если организация оказывает один-два вида медицинских услуг?

Также неясно, кто заменит руководителей с таким уровнем квалификации в государственных организациях здравоохранения в случае их ухода в сферу частной медицины. 

На эти и многие другие вопросы еще предстоит ответить.

Лицензионные требования к медицинскому персоналу 

Положительно можно оценить предусмотренные проектом Указа изменения в лицензионных требованиях, относящихся к медицинскому персоналу. Рассмотрим их.

1. Исключается требование к медицинским работникам иметь стаж по специальности, соответствующей заявленным в лицензии работам и (или) услугам, не менее пяти лет, три из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии (абз. 5 подп. 322.2.2 п. 322 Положения).

Вместо этого проектом Указа предусмотрено следующее требование к стажу работы медицинских работников: не менее трех лет по специальности, соответствующей заявленным в лицензии работам и услугам.

С учетом того, что согласно Инструкции о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения* для присвоения первой квалификационной категории требуется обязательный пятилетний стаж работы по специальности и время работы во второй квалификационной категории в одной должности не менее трех лет, планируемое изменение должно упростить лицензиатам поиск работников, соответствующих лицензионным требованиям.

* Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. № 232

2. Согласно проекту Указа медицинским работникам, имеющим среднее специальное медицинское образование, не обязательно иметь первую или высшую квалификационную категорию: достаточно будет иметь любую квалификационную категорию. А медсестрам по массажу (техникам-массажистам) и зубным техникам не обязательно иметь даже квалификационную категорию.  

Заключение

Окончательно подводить итоги до принятия Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования» еще рано. Однако на текущий момент в части лицензирования медицинской деятельности проект Указа оставляет больше вопросов, чем дает ожидаемых ответов. 

1265 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4392
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 6760

Привлечение клиентов (гостей). Информационные технологии (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи услуг, предлагаемых санаторно-курортной организацией, привлечь больше клиентов в санаторно...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1729

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 381
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок