В статье представлен сравнительный анализ лицензионных требований, касающихся лицензируемой медицинской деятельности, установленных гл. 32 действующего Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее — Указ № 450)) (далее — Положение о лицензировании) и гл. 31 проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее — проект Закона), прошедшего публичное обсуждение на Правовом форуме Беларусис 20.04.2020 по 04.05.2020. Также рассмотрены некоторые вопросы, связанные с работами и услугами, составляющими лицензируемую деятельность, согласно ст. 235 проекта Закона.
В первой части данной статьимы привели перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, согласно ст. 235 проекта Закона. Продолжим тему с анализа некоторых из этих составляющих.
Массаж и лечебный массаж
В перечне работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность (ст. 235 проекта Закона) упоминается массаж. С 01.10.2019 в подп. 26.1.18 подп. 26.1 п. 26 приложения 1 к Положению о лицензировании слово «массаж» заменено на сочетание «лечебный массаж». Кроме того, с 28.08.2020 вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 307, которым утвержден новый перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность (далее — перечень).
Согласно перечню термин «лечебный массаж» означает механическое и (или) рефлекторное дозированное воздействие на ткани и органы человека, осуществляемое руками с применением специальных массажных приемов и (или) приспособлений для купирования расстройств здоровья или предупреждения обострения имеющихся заболеваний в целях достижения лечебного, реабилитационного или профилактического эффекта. Лечебный массаж проводится специалистом, занимающим в установленном законодательством порядке должность медицинского работника в организации, в которой проводится данная процедура, или медицинским работником индивидуального предпринимателя, привлеченным им в порядке, установленном законодательством, к осуществлению лицензируемой деятельности.
К лечебному массажу отнесены ручной лечебный массаж с выполнением специальных массажных приемов и ручной лечебный массаж с использованием специальных приспособлений (инструментальный).
Внесенное с 01.10.2019 Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ № 326) уточнение относительно массажа имело целью разграничить лечебный и нелечебный массаж для целей лицензирования на фоне дискуссии, связанной с лицензированием СПА-услуг, к которым в т.ч. отнесены услуги по массажу. Проект Закона затронул положения и о лицензировании СПА-услуг, что также вызывает вопросы.
Оказание СПА-услуг
В Положении о лицензировании установлено, что для оказания СПА-услуг получение лицензии не требуется (абз. 3 ч. 3 п. 320). В проекте Закона аналогичная норма отсутствует. Если это намеренное исключение, то в связи с чем оно произведено? Данная норма была внесена в Положение о лицензировании Указом № 326 и вступила в силу с 01.10.2019.
Проект Закона должен быть внесен Правительством в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — Палата представителей) в сентябре 2020 г. (п. 16 плана подготовки законопроектов на 2020 год, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 482), будет принят в двух чтениях скорее всего в первой половине 2021 г. и вступит в силу, вероятно, через полгода после его принятия (как и Указ № 450). Почему спустя полтора – два года после введения данной нормы ее планируется исключить, не понятно. Вопрос разграничения СПА-услуг (относящихся к бытовым услугам) и лицензируемых медицинских услуг был и остается не в достаточной степени решенным на уровне законодательства. Поэтому целесообразнее было бы наоборот урегулировать его более детально на уровне проекта Закона, например, путем перечисления услуг, относящихся к СПА-услугам, подлежащих или не подлежащих лицензированию.
Вместе с возвращением определения «массаж» исключение из проекта Закона упомянутой нормы о СПА-услугах приводит в замешательство. Либо проект Закона в указанной части подготовлен некачественно, либо имеются какие-то сознательные мотивы излагать его именно так.
Консультации с использованием телемедицинских технологий
Вопросы телемедицинского консультирования не нашли отражения в проекте Закона.
В то же время в связи с многочисленными обращениями по вопросам оказания консультационных медицинских услуг
по видеосвязи Министерство здравоохранения подготовило информацию «для дальнейшего разъяснения негосударственным организациям здравоохранения и иным юридическим лицам» (письмо от 29.05.2020 № 3-1-8/8945 (далее — письмо)).
В письме, в частности, указывается следующее:
- в соответствии с п. 325 Положения о лицензировании особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством);
- конкретное место осуществления лицензируемой деятельности указывается в лицензии. Осуществление медицинской деятельности в местах, не указанных в лицензии, является грубым нарушением законодательства о лицензировании;
- нормативных правовых актов Министерства здравоохранения об установлении возможности оказания медицинской помощи дистанционно (вне указанного в лицензии места осуществления медицинской деятельности) нет;
- вышеизложенное означает, что сейчас лицензируемая медицинская деятельность может осуществляться только по адресу, указанному в лицензии, и осуществление дистанционных консультаций действующим законодательством о лицензировании не предусмотрено.
Вместе с этим Минздрав информирует о том, что Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»», принятый 09.04.2020 Палатой представителей в первом чтении, предусматривает оказание пациенту услуг телемедицинского консультирования лечащим врачом только в случае, если этот врач ранее установил диагноз и назначил лечение пациенту на очном приеме (осмотре, консультации).
Поскольку вопросы телемедицинского консультирования не нашли отражения в проекте Закона, из представленной Минздравом информации можно сделать следующие предварительные выводы:
- услуги по телемедицинскому консультированию смогут оказывать государственные и негосударственные организации здравоохранения;
- поскольку речь идет не о первичном, а о последующем телемедицинском консультировании лечащим врачом, то данная услуга не является самостоятельным объектом лицензирования, т.к. будет оказываться после первичного приема в рамках услуги, на осуществление которой клиника имеет лицензию;
- данную услугу не сможет оказывать врач, который ранее не устанавливал диагноз и не назначил лечение данному пациенту на очном приеме (осмотре, консультации).
Если телемедицинское консультирование не планируется лицензировать, то, возможно, целесообразно было бы в проекте Закона отразить это намерение отдельным положением или исключением из правила об осуществлении лицензируемой деятельности в местах, указанных в Едином реестре лицензий (далее — Реестр).
Места осуществления лицензируемой деятельности
Проект Закона, в отличие от Положения о лицензировании не устанавливает такого особого лицензионного требования, как осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством). Выделенным фрагментом норма п. 325 Положения о лицензировании дополнена Указом № 326 с 01.10.2019.
При этом в перечне грубых нарушений проект Закона сохраняет такое нарушение, как осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в Реестре (в настоящее время — в лицензии).
Согласно проекту Закона внедряется ведение электронного Реестра, который будет содержать информацию о выданных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения. Поэтому ст. 240 проекта Закона предусмотрено, что в Реестр включаются в т.ч. сведения о местах выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Таким образом, еще одно нововведение 2019 г. проект Закона исключает. В то же время, если сегодня Минздрав в письме аргументирует невозможность осуществления телемедицинского консультирования пациентов негосударственными клиниками, указывая на то, что такая возможность появится после внесения изменений в Закон о здравоохранении, то не будут ли после принятия этих изменений приведены аргументы о невозможности такого консультирования со ссылкой на проект Закона, который станет действующим Законом, не содержащим такого положения, как «если оказание таких услуг предусмотрено законодательством»?..
Общие и специальные лицензионные требования
Сегодня Положение о лицензировании подразделяет все лицензионные требования к соискателю лицензии на общие (подп. 322.1 п. 322) и специальные — относящиеся к юридическому лицу, иностранной организации (подп. 322.2 п. 322) и индивидуальному предпринимателю (подп. 322.3 п. 322).
В проекте Закона все лицензионные требования к помещениям, оборудованию, транспорту, руководителю, медицинским работникам с высшим и средним медицинским образованием сохраняются в точности как в действующем Положении о лицензировании, за исключением того, что называются долицензионными и из общих требований исключено требование о наличии назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности.
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, проектом Закона предусмотрены те же, что и действующим Положением о лицензировании.
Незначительные корректировки предусмотрены в перечне документов, представляемых для получения, изменения лицензии в части совместителей, а также из перечня грубых нарушений удалено нарушение в виде непредставления в Минздрав в течение месяца документов о смене работников (абз. 9 п. 329 Положения о лицензировании).
по теме