Может ли организация здравоохранения изменять или дополнять типовые и примерные формы договоров? Или же нужно использовать исключительно установленные формы?
В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.), если иное не установлено Президентом (п. 4 ст. 396 ГК).
Указанное выше свидетельствует об обязательности условий типовых договоров, являющихся публичными.
Это важно
Поскольку условия, содержащиеся в типовом договоре, обязательны для сторон, стороны не вправе их изменять.
Изменения возможны только в пределах, установленных типовой формой договора (если форма это предусматривает), и по соглашению сторон.
Отступление от обязательной для сторон типовой формы публичного договора влечет его ничтожность (п. 5 ст. 396 ГК).
Справочно: это означает, что такой договор не влечет юридических последствий, и стороны не могут требовать друг от друга выполнения обязательств (ст. 168 ГК).
С примерной формой договора несколько иная ситуация. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия (ст. 397 ГК).
Иногда примерный договор утверждается нормативными правовыми актами. Однако это не делает его условия обязательными для применения.
Такая форма договора разрабатывается для удобства сторон. А потому стороны по своему усмотрению могут либо не применять примерный договор, либо воспользоваться им в полной мере, либо оставить какие-то условия в договоре, а какие-то исключить или изменить.
по теме