С 28.01.2020 вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс, внесенные Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. В частности, ч. 1 ст. 198 ТК дополнена таким видом дисциплинарного взыскания как лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (п. 3 ч. 1 ст. 198 ТК).
Данный вид дисциплинарного взыскания не является новым — организации здравоохранения вправе были его применять и до вступления в силу изменений в ТК на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Вопрос по применению данного дисциплинарного взыскания обрел актуальность в свете изменений в порядке оплаты труда работников бюджетных организаций, а именно со вступлением в силу с 01.01.2020 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) и нормативных правовых актов Правительства, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, принятых в развитие данного Указа.
Первый вопрос, который возникает у некоторых правоприменителей: какие выплаты относятся к стимулирующим выплатам?
Согласно ч. 1 ст. 63 ТК к стимулирующим выплатам отнесены надбавки, премии, бонусы и иные выплаты, не относящиеся к компенсирующим выплатам.
Если рассматривать законодательство об оплате труда работников бюджетных организаций здравоохранения, то в соответствии с абз. 3 п. 1 Указа № 27 заработная плата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих и компенсирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии.
Законодательством, определяющим с 01.01.2020 условия оплаты труда работников бюджетных организаций здравоохранения, предусмотрены следующие виды надбавок:
- надбавка за стаж работы в бюджетных организациях (п. 2 Указа № 27, подп. 3.1 п. 3 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13));
- надбавка за применение (участие в применении) новых, сложных и уникальных методов оказания медицинской помощи;
- за специфику работы в сфере здравоохранения (п. 1 перечня стимулирующих и компенсирующих выплат медицинским, фармацевтическим работникам, а также служащим, занятым в здравоохранении и фармацевтической деятельностью, бюджетных организаций независимо от их ведомственной подчиненности (приложение 18 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 52));
- надбавка молодым специалистам;
- надбавка за особенности профессиональной деятельности;
- надбавка за сложность и напряженность работы;
- надбавка за обеспечение показателей деятельности;
- надбавка за высокие достижения в труде (п. 1 перечня стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в систему Министерства здравоохранения, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к области деятельности Министерства здравоохранения (приложение к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.06.2019 № 53)).
Другой момент, который вызывает сомнение у правоприменителей, связан с возможностью лишения работника надбавки за стаж работы полностью или частично на срок до 12 месяцев. Некоторые специалисты не соглашаются с такой возможностью, указывая, что работника нельзя лишить этой выплаты, т. к. стаж работник заработал себе, работая непрерывно в учреждении. То есть указанные специалисты приравнивают данную выплату к тарифной части заработной платы. Аргументируют они это тем, что если работник отработал 8 ч, то ему положен как минимум его тариф (оклад) за это время. Иными словами, нельзя работнику выплатить (начислить) заработную плату ниже минимальной.
Полагаем, что с такой позицией ряда практикующих специалистов сложно согласиться по следующим причинам.
Во-первых, стимулирующие выплаты не входят в состав оклада.
Справочно: оклад — размер оплаты труда работника бюджетной организации, иной организации, получающей субсидии, работники которой приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за исполнение трудовой функции определенной сложности и квалификации за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат, исчисляемый путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда (кратный размер базовой ставки), установленный по должности (профессии) (ч. 7 ст. 60 ТК).
Во-вторых, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, как мы упоминали выше, законодательством отнесена к стимулирующим выплатам.
В‑третьих, право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. В т. ч. в части того, каких стимулирующих выплат и на какой срок лишить работника. Единственное требование в данном случае заключается в том, что при выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве (ч. 3 ст. 198 ТК).
Другие статьи автора — посмотреть