В течение недели пациент получал лечение у врача-терапевта поликлиники. Поскольку лечение не помогло, врач-терапевт направил пациента на консультацию к врачу-неврологу.

В день получения направления (вечер пятницы) от врача-терапевта попасть на консультацию к врачу-неврологу пациенту не удалось. При обращении в регистратуру, несмотря на ноющую (не острую) боль в позвоночнике, ему ответили, что медицинский специалист ведет прием исключительно по талонам, и предложили прийти в понедельник после выходных к 7:00 за талоном.

Отходя от окошка регистратуры, пациент случайно обратил внимание на расположенный рядом столик с какими-то журналами и вновь обратился к медрегистратору — за уточнением. Медрегистратор ответила, что на столике лежат журналы записи на субботние приемы к врачам. Полистав один из журналов, пациент обнаружил, что врач-невролог принимает в субботу и в журнале есть свободные часы для записи к нему на прием. Пациент записался.

Хотя вопрос с записью к врачу-неврологу на субботу фактически был решен, то обстоятельство, что неделя лечения у врача-терапевта не принесла пациенту должного облегчения, он все еще испытывал физический дискомфорт и при наличии возможности записаться на субботний прием ему сказали прийти в понедельник, подтолкнуло его обратиться на «горячую линию» поликлиники с просьбой разобраться в вопросе о невозможности записаться на прием к врачу-неврологу раньше при наличии такой возможности.

Дадим правовую оценку данной ситуации, ответив на два следующих вопроса:

1. Правомерно ли врач-терапевт направил пациента к врачу-неврологу для оказания медицинской помощи в плановом порядке в ситуации, когда недельное лечение пациенту не помогло?

2. Допустил ли работник регистратуры нарушение законодательства или локальных нормативных правовых актов и есть ли вина учреждения здравоохранения?

О правомерности направления пациента за получением медицинской помощи в плановом порядке

Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и медицинских противопоказаний, а также лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах: скорая медицинская помощь; плановая медицинская помощь.

Скорая медицинская помощь оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства*.

* ч. 9 ст. 16 Закона о здравоохранении

Плановая медицинская помощь оказывается при наличии или подозрении на наличие у пациента заболеваний, не требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства.

Отсутствие у пациента острой боли, а также наличие в поликлинике одного врача-невролога (ввиду отпускного периода) правомерно стали критериями определения возможности оказания медицинской помощи в плановом порядке по направлению врача-терапевта.

А были ли нарушения?

Закон о здравоохранении является основополагающим документом, гарантирующим оказание медицинской помощи. Данная гарантия конкретизируется, например, в минимальных социальных стандартах в области здравоохранения*, приказах и инструктивных письмах Минздрава, регламентах оказания медицинской помощи, правилах внутреннего распорядка для пациентов, действующих в организациях здравоохранения.

* постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2016 г. № 259 «О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения»

В соответствии с информационным письмом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 ноября 2010 г. № 02-3-13/738-838 «О выполнении Протокола совещания» талоны к врачам-специалистам: неврологу, кардиологу, аллергологу, ревматологу выдаются только после осмотра пациента врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики. В рассматриваемом случае направление пациента к врачу-неврологу зафиксировано врачом-терапевтом в медицинской карте.

В регламентах оказания медицинской помощи учреждений здравоохранения могут содержаться положения, определяющие порядок записи к врачам-специалистам или приема врачами-специалистами, например, следующие: «Если при приеме пациента врачом-терапевтом участковым (врачом общей практики) выявлены экстренные показания для направления к врачу-специалисту, прием пациента врачом-специалистом осуществляется вне очереди».

Что касается сроков ожидания при первичном обращении, то в упомянутых регламентах есть следующие положения:

«Запись на первичный прием к врачу-специалисту осуществляется в столе справок регистратуры поликлиники ежедневно в течение рабочего дня: <…>

<…> к другим врачам-специалистам — при обращении пациента. Срок ожидания определяется медицинскими показаниями, но не превышает 7 дней, (медицинские показания могут устанавливаться при осмотре врачом-терапевтом участковым (врачом общей практики))».

Таким образом, если речь идет о плановой медицинской помощи и локальным нормативным актом организации здравоохранения установлен порядок записи к врачам-специалистам, в частности сроки ожидания при первичной записи и их обусловленность медицинскими показаниями, то медицинские работники, в частности медрегистраторы, должны быть информированы о порядке действий в таких ситуациях и при наличии показаний — предоставлять возможность пациенту записаться на прием к медицинскому специалисту как можно раньше. Но для этого и сами работники регистратуры должны быть инструктированы и не должны забывать информировать пациентов обо всех возможностях оказания им медицинской помощи учреждением здравоохранения. А это уже задача администрации учреждения. К сожалению, человеческий фактор тоже нельзя полностью исключить, особенно в пятницу вечером. 


1058 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 378

Привлечение клиентов. Информационные технологии (Дополнено 25.07.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи медицинских услуг, привлечь больше клиентов в частную медорганизацию, внедрить информацион...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1916
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок