Обзор изменений в ПИКоАП применительно к сфере деятельности органов госсаннадзора

В представленном материале рассмотрены основные изменения, внесенные в Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, затрагивающие сферу деятельности органов государственного санитарного надзора.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

823 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 31 января 2018 г. вступили в силу изменения и дополнения в Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*.

* Внесены Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» 

Рассмотрим основные изменения применительно к сфере деятельности органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора).

Уточнены задачи административного процесса

Задачи административного процесса определены в ст. 2.1 ПИКоАП, которая была изложена в новой редакции. 

Теперь акцент делается не просто на быстром и полном рассмотрении дел об административных правонарушениях, а на своевременном, всестороннем, полном и объективном их рассмотрении.

Задачи по изобличению и привлечению виновных к административной ответственности; обеспечению правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности, сменили задачи по разрешению дел в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также предупреждению административных правонарушений.

Дополнен перечень полномочий прокурора при осуществлении надзора за ведением административного процесса

Изложенные в одиннадцати пунктах ч. 2 ст. 2.15 ПИКоАП полномочия прокурора при осуществлении надзора за ведением административного процесса дополнены двумя следующими:

  • проверка сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению;
  • отмена своим постановлением противоречащего законодательным актам постановления о наложении административного взыскания, вынесенного в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП.

Скорректирована видовая подведомственность дел органов госсаннадзора

В связи с исключением из ч. 1 ст. 3.10 и п. 6 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП упоминания о ст. 9.17 КоАП в настоящее время органы госсаннадзора и их должностные лица более не обладают правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях по данной статье.

Справочно:ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда. 

Расширен перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по некоторой категории дел

С учетом новой редакции ст. 4.8 КоАП, закрепившей шесть условий привлечения юридического лица и индивидуального предпринимателя к административной ответственности, ст. 6.2 ПИКоАП дополнена частью пятой.

Теперь по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности подведомственному органу госсаннадзора (ч. 2 ст. 12.17, ст. 12.46 КоАП), наряду с обстоятельствами, перечисленными в ч. 1 и 2 ст. 6.2 ПИКоАП, подлежат установлению обстоятельства, указанные в п. 1–6 ч. 1 ст. 4.8 КоАП, в частности причинение вреда жизни или здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, размер имущественного вреда в размере свыше 40 базовых величин и др. 

Определен новый порядок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении

Новый порядок заключается в следующем. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалованное в течение 15 дней со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано в пределах соответствующего срока, установленного ст. 7.6 КоАП. То есть в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. 

Суд, прокурор, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для рассмотрения жалобы (ч. 1, 7 ст. 7.3 ПИКоАП).

Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, в случае истребования дела рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления (ч. 2 ст. 7.4 ПИКоАП).

Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит. Исключением является решение по жалобе на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (ч. 3 ст. 7.5 ПИКоАП).

Малозначительность правонарушения закреплена в качестве основания для того, чтобы не начинать административный процесс

Статья 9.1 ПИКоАП (поводы и основания для начала административного процесса) дополнена ч. 3 и 4 следующего содержания.

Лицо, уполномоченное в соответствии с ПИКоАП составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению, при малозначительности совершенного физическим лицом административного правонарушения вправе не начинать административный процесс и освободить такое лицо от административной ответственности, объявив ему устное замечание.

Справочно: малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам (ч. 2 ст. 8.2 КоАП). 

В то же время определено, что указанная выше возможность не применяется:

  • к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
  • к должностному лицу в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей;
  • если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;
  • по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП. Они не входят в видовую подведомственность дел об административных правонарушениях органов госсаннадзора. 

Обстоятельств, исключающих административный процесс, стало на одно больше

Статья 9.6 ПИКоАП, закрепляющая обстоятельства, исключающие административный процесс по делу об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дополнена еще одним обстоятельством — наличие оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Перечень оснований для освобождения лица от административной ответственности установлен главой 8 КоАП

Применительно к сфере государственного санитарного надзора наиболее распространенными являются следующие: малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП) и учет обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3. КоАП).

Расширен перечень сведений, указываемых в постановлении, вынесенном на основании ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП 

В связи с изложением в новой редакции ч. 4 ст. 10.3 ПИКоАП вместе с ранее установленными сведениями в постановлении о наложении административного взыскания, вынесенном на основании ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, должны быть также указаны:

  • решение по ходатайству об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о наложении административного взыскания в случае его заявления;
  • порядок уплаты штрафа в случае принятия решения о наложении административного взыскания в виде штрафа, в т.ч. основания для увеличения такого штрафа на две базовые величины.

Также уточнено, что постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. То есть подпись такого лица в постановлении уже не требуется.

Расширены возможности направления копии постановления по делу об административном правонарушении

В рамках совершенствования ведения делопроизводства по делам об административных правонарушениях, а также с учетом принципа процессуальной экономии ч. 2 ст. 11.11 ПИКоАП дополнена еще одним способом направления копии постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, — посредством факсимильной, электронной или другой связи, в т.ч. с использованием сети Интернет.

Уточнен порядок подтверждения уплаты штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения

При взимании штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП на месте совершения административного правонарушения лицу, привлекаемому к административной ответственности, выдается документ, подтверждающий уплату штрафа (ст. 15.5 ПИКоАП).

823 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 958
• • •

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологии

Министерство здравоохранения прокомментировало постановление от 18.07.2024 № 121 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и иных работников по стоматологи...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 132
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок