Органы госсаннадзора обеспечивают ведение административного процесса только по ч. 4 ст. 22.12 КоАП (в соответствии со ст. 3.10 ПИКоАП).
Часть 4 ст. 22.12 КоАП касается нарушения правил пользования жилыми помещениями (за исключением действий, указанных в чч. 1–3 ст. 22.12 КоАП), содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольных переустройства и (или) перепланировки жилых и (или) нежилых помещений, в т. ч. инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использования не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.
Это важно
Санкция за данное правонарушение для физических лиц — штраф в размере до 20 БВ, а для юридических лиц — от 30 до 60 БВ.
Стоит отметить, что органам госсаннадзора предоставлено право не только вести административный процесс, но и рассматривать указанную категорию дел в соответствии со ст. 3.10 КоАП.
Непосредственным объектом данного административного правонарушения являются установленные правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 22.12 КоАП, характеризуется альтернативной объективной стороной, состоящей из трех самостоятельных деяний, охватывающих различные аспекты нарушения жилищного законодательства.
Это важно
Совершение любого из нарушений является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности.
Мы рассмотрим именно те деяния, которые имеют прямое отношение к деятельности органов госсаннадзора.
Основной состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 22.12 КоАП, образуют следующие действия:
- нарушение правил пользования жилыми помещениями (за исключением действий, указанных в чч. 1–3 ст. 22.12 КоАП), содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и инженерных систем;
- самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в т. ч. инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций;
- использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.
Нарушение правил пользования жилыми помещениями
Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (в ред. от 08.07.2022, далее — Правила).
Справочно: Правила определяют порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений).
Пунктом 3 Правил установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, уполномоченные лица по управлению общим имуществом, а также товарищества собственников и организации застройщиков, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно (далее — организации), обязаны обеспечивать:
- сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством;
- соблюдение Правил собственниками жилых помещений, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых помещений, членами организации застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иными лицами, имеющими право владения и пользования жилыми помещениями (далее, если не определено иное, — граждане).
Справочно: собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в т. ч. конструктивных элементов и инженерных систем таких домов, а также надлежащее их содержание в соответствии с требованиями законодательства.
Это важно
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что именно организации, названные в п. 3 Правил, обязаны обеспечивать соблюдение требований Правил гражданами.
Основные требования, которые должны выполнять организации, закреплены в п. 13 Правил. Заключаются они в следующем:
- содержать жилой дом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в т. ч. обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории;
- обеспечивать соблюдение Правил гражданами, проживающими в жилом доме, требовать выполнения Правил и договорных обязательств;
- производить технические осмотры жилого дома и жилых помещений, объектов благоустройства, придомовой территории в порядке, установленном техническими нормативными правовыми актами;
- проверять во вспомогательных помещениях техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, производить их профилактическое обслуживание и обеспечивать бесперебойную работу.
Это важно
Органы госсаннадзора должны осуществлять контроль за выполнением Правил организациями с учетом их обязанностей, указанных выше.
Самовольные переустройство и перепланировка
Под самовольными переустройством и (или) перепланировкой понимаются переустройство и (или) перепланировка, произведенные без согласования (разрешения) с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
Справочно: вопросы использования жилого помещения, переустройства и (или) перепланировки регулируются:
• главой 4 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З (в ред. от 12.07.2022, далее — ЖК);
• Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384, в ред. от 25.03.2022).
По общему правилу самовольные переустройство и (или) перепланировка запрещены.
Органам госсаннадзора нужно уделять особое внимание тому, что именно относится к переустройству и (или) перепланировке.
Так, к такого рода работам относятся:
- замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
- устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
- изменения в несущих конструкциях;
- изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.
Это важно
Иные работы не являются работами по переустройству и (или) перепланировке.
Для того чтобы перепланировка и (или) переустройство были признаны законными, необходимо получить согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа (администрации парка на территории индустриального парка). Получение согласия происходит через выполнение административной процедуры.
Использование жилого помещения не по назначению
В соответствии со ст. 14 ЖК жилое помещение предназначается для проживания граждан.
Это важно
Использование жилого помещения не по назначению допускается только после перевода его в нежилое.
Однако не все помещения могут быть переведены в нежилые. Так, могут быть переведены в нежилые:
- жилые помещения, признанные в порядке, установленном законодательством, не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, в случае невозможности устранения такого несоответствия (п. 1 ст. 21 ЖК);
- жилые помещения, указанные в п. 2 ст. 21 ЖК: одноквартирный жилой дом либо жилые помещения в таком доме, жилые помещения в блокированном жилом доме, жилые помещения в общежитии, жилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома.
Органам госсаннадзора также необходимо помнить, что нарушением будет использование жилого помещения для деятельности, отраженной на схеме.
Схема
Субъект и субъективная сторона
Субъект правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 22.12 КоАП, специальный — граждане и организации, обязанные соблюдать Правила.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (ст. 2.3 КоАП).
Взаимодействие органов госсаннадзора по вопросам соблюдения Правил
В целях обеспечения взаимодействия государственных органов и организаций по вопросам соблюдения Правил в 2014 г. был подготовлен и утвержден Порядок взаимодействия должностных лиц органов внутренних дел, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, и учреждений, осуществляющих государственных санитарный надзор, при обеспечении соблюдения Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее — Порядок).
Порядок выделяет несколько форм взаимодействия в рамках его реализации.
Участие в обследовании
Возможно участие представителей органов госсаннадзора (при необходимости) в проводимых организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, обследованиях состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах.
Участие в работе межведомственных комиссий
Речь идет о комиссиях, создаваемых местными исполнительными и распорядительными органами, для рассмотрения вопросов признания многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий (далее — объекты) не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
В акте обследования, составленном организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, должен содержаться вывод о несоответствии объекта установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
К акту обследования прилагается технический паспорт объекта и данные о его физическом износе, а при необходимости — заключения проектной или научно-исследовательской организации, органов и учреждений, осуществляющих госсаннадзор, иные документы.
Разбор обращений
Одной из форм взаимодействия является привлечение организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и т. д., к рассмотрению обращений, направляемых органам госсаннадзора (подлежащих рассмотрению указанными органами с учетом их компетенции).
Информирование органов внутренних дел
Органы госсаннадзора вправе информировать органы внутренних дел о гражданах, злоупотребляющих спиртными напитками, совершающих насилие в семье, для принятия (при наличии оснований) мер индивидуальной профилактики правонарушений по частичному ограничению в дееспособности, направлению в лечебно-трудовые профилактории (подп. 2.2 мероприятий Порядка).
Это важно
В случае выявлениях указанного контингента лиц данное мероприятие должно в первую очередь реализовываться организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, которые непосредственно должны осуществлять контроль за соблюдением Правил гражданами.
Информирование населения
Взаимодействие осуществляется в части информирования населения о необходимости и порядке сообщения сведений о гражданах, использующих свое жилье для сбора лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и распития спиртных напитков, для своевременного принятия решений об отчуждении или выселении из жилого помещения (п. 6 мероприятий Порядка) в рамках информационно-пропагандистской работы, проводимой органами госсаннадзора в целях формирования здорового образа жизни населения.
Заключение
Деятельность органов госсаннадзора не ограничивается ведением административного процесса и рассмотрением дел об административных правонарушениях. Должностным лицам органов госсаннадзора важно уделять особое внимание не только правонарушениям, допускаемым гражданами и юридическими лицами, но и тесному взаимодействию с иными органами для устранения правонарушений.