Обзор изменений в КоАП применительно к сфере деятельности органов госсаннадзора

В представленном материале рассмотрены основные изменения, внесенные в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, затрагивающие сферу деятельности органов государственного санитарного надзора.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 31 января 2018 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях*.

* Внесены Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» 

Основные изменения применительно к сфере деятельности органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора) касаются условий ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размера административной ответственности в некоторых случаях, а также формулировок диспозиций некоторых статей Особенной части КоАП, дела по которым подведомственны органам госсаннадзора. 

Определены новые условия привлечения к административной ответственности юрлиц и ИП 

По общему правилу юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. Однако новой редакцией ст. 4.8 КоАП установлено, что за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. 1–6 ч. 1 ст. 4.8 КоАП.

Учитывая, что из перечисленных выше областей органам госсаннадзора подведомственны дела об административных правонарушениях только в области предпринимательской деятельности*, то привлечь юридическое лицо к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.17 или ст. 12.46 КоАП будет возможно при наличии любого из следующих условий:

* ч. 2 ст. 12.17 КоАП — реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации; ст. 12.46 КоАП — незаконное использование генетически модифицированных составляющих (компонентов), непредоставление или предоставление недостоверных сведений о таких составляющих (компонентах)

1)    совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2)    совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше 40 базовых величин;

3)    стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин;

4)    в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена обязательная конфискация.

При наличии перечисленных выше условий физическое лицо за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель. 

Применительно к категории дел об административных правонарушениях, подведомственных органам госсаннадзора, практическая реализация условий административной ответственности юридического лица и индивидуального предпринимателя на основании п. 1–6 ч. 1 ст. 4.8 КоАП будет ограничена перечисленными выше условиями и только совершением правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.17 и ст. 12.46 КоАП

Дополнен перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств

К ранее установленным восьми смягчающим административную ответственность обстоятельствам в ст. 7.2 КоАП добавлено еще три:

  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Учет указанных обстоятельств будет способствовать своевременному выявлению и пресечению административных правонарушений, а также привлечению органами, ведущими административный процесс, к административной ответственности лиц, их совершивших. Нельзя не отметить превентивную направленность указанных обстоятельств, что соответствует задачам и принципам административного процесса.

Исключено основание освобождения от административной ответственности по ст. 8.8 КоАП

Из КоАП исключена ст. 8.8, на основании которой юридическое лицо освобождалось от административной ответственности за совершение административного правонарушения, в частности в области предпринимательской деятельности, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, если совершенное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не было связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Очевидно, что ее исключение связанно с установлением условий привлечения к административной ответственности юридических лиц в соответствии со ст. 4.8 КоАП.

Скорректированы размеры некоторых штрафов

Частью 6 ст. 6.5 КоАП установлено, что при наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части КоАП — не более пяти десятых базовой величины.

Дополнение, внесенное в ч. 6 ст. 6.5 КоАП, уточняет, что в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

В санкции ч. 2 ст. 12.17 КоАП исключено минимальное пороговое значение суммы штрафа в размере 30 базовых величин, налагаемого на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо.

При наложении административного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться общими правилами наложения административных взысканий, установленных ст. 7.1 КоАП, и минимальными размерами штрафа, установленными ч. 2 и 6 ст. 6.5 КоАП.

Скорректированы диспозиции статей 15.51 и 15.52

Анализ изменений в диспозициях ст. 15.51 и 15.52 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, относящихся к подведомственности органов государственного санитарного надзора, см. в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1

Таблица 2

Уточнения, внесенные в рассмотренные части статей КоАП, направлены на приведение диспозиций указанных норм в соответствие с Водным кодексом Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений, внесенных в него, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 152 «О некоторых мерах по реализации Вод­ного кодекса Республики Беларусь».

Внесены изменения в статью КоАП по вопросу неисполнения письменного требования (предписания)

Сравнение редакций ст. 23.1 КоАП, устанавливающей административную ответственность за неисполнение письменного требования (предписания) (см. Таблицу 3).

Таблица 3


Выделенные изменения обусловлены изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В частности, перечень решений государственных органов (организаций), принимаемых в ходе (по результатам) контрольных (надзорных) мероприятий, уточнен и дополнен предписанием об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств. 

Кроме того, новая редакция диспозиции ст. 23.1. КоАП устанавливает административную ответственность за неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания). Действовавшая ранее редакция ст. 23.1 КоАП такой нормы не содержала. 

880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий Минздрава к постановлению «О клинических базах и специальностях клинической ординатуры» от 1 февраля 2024 г. № 23

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» с 2 февраля 2024 г. введена форма профессиональной подготовки...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 146
• • •

Когда может наступить административная ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

Поможет: не допустить некоторых нарушений законодательства о защите персональных данных и избежать административной ответственности.
Руководитель. Здравоохранение № 11 (131) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 794
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок