Оказание платных медицинских услуг в 2022 году: проводим самопроверку

В статье В. Белокопытова «Оказание платных услуг государственными медорганизациями: требования закона» в № 5 (2022) журнала мы уже обсуждали вопросы оказания платных услуг в организациях здравоохранения. Какие правовые моменты нужно было учесть при оказании платных услуг в 2022 г.? Как не допустить ошибок в 2023 г.? И какие проблемы существуют в данной области? Поговорим об этом в статье.

Белокопытов Валерий

Юрист

838 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Получение бесплатной медицинской помощи осуществляется на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения, если иное не установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Сверх установленного объема бесплатной медицинской помощи медицинская помощь оказывается на платной основе. Как показывает практика, не стоит недооценивать проблематику данного вопроса в системе здравоохранения.

Это важно
Одним из негативных факторов, влияющих на доступность платных медицинских услуг, является нарушение законодательства в сфере ценообразования при формировании цен на данные услуги.

Об этом свидетельствуют итоги проводившегося в 2022 г. органами прокуратуры комплекса мероприятий по проверке качества и своевременности оказания гражданам медицинских услуг, импортозамещения, соблюдения законности при закупке лекарственных средств, медтехники, целевого и эффективного использования медтехники и лекарств во всех учреждениях здравоохранения — от фельдшерско-­акушерских пунктов (ФАП) до крупных клиник и РНПЦ.

Каковы отличительные особенности платных услуг

С одной стороны, платные медицинские услуги — это один из элементов обеспечения доступности медицинской помощи (медицинского обслуживания) для пациентов, с другой — один из источников формирования материально-технической базы организаций здравоохранения.

Объем и виды платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения, а также иными организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися медицинской деятельностью, различны.

В первую очередь это связано с:

  • лечебно-­диагностическими возможностями;
  • фактически осуществляемыми видами медицинской помощи (медицинских услуг);
  • исполнением государственными учреждениями здравоохранения требований ст. 4 Закона о здравоохранении, касающихся государственных минимальных стандартов в части предоставления пациентам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Чем руководствуются государственные учреждения

Перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Респуб­лики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, а также порядок их оказания устанавливаются Советом Министров.

Это важно
В настоящее время таким документом является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (в ред. от 10.10.2016, далее — постановление № 182).

Постановление № 182 закрепило:

  • Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохра­нения;
  • перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Респуб­лики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения.

Справочно: для оказания платных медицинских услуг необходимо составление соответствующего договора, исключение — оказание платных услуг анонимно.

Что предусматривает эксперимент

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2022 № 253 «Об оказании платных медицинских услуг в порядке эксперимента» принято с целью внедрения новых подходов при оказании платных медицинских услуг.

Постановление разрешило государственным учреждениям здраво­охранения оказывать следующие виды платных медицинских услуг в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные нерабочими, выходные дни:

  • первичная медицинская помощь;
  • специализированная медицинская помощь;
  • высокотехнологичная медицинская помощь.

Это важно
Исключением являются оказание медицинских услуг детям, скорой и неотложной медицинской помощи, а также трансплантация органов и тканей.

Платные медицинские услуги в рамках данного эксперимента оказываются в соответствии с Положением о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения (утв. постановлением № 182).

Руководителю на заметку
Оказание такого рода услуг должно осуществляться с введением отдельных штатных должностей, содержащихся за счет внебюджетных средств.

Есть ли разница, кому оказываются платные услуги

Существуют правовые ограничения по оказанию платных медицинских услуг определенным категориям граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 5 Закона о здравоохранении обладают определенным объемом прав в области медицинского обслуживания, в т. ч. правом на оказание помощи на платной основе.

От редакции
Подробнее о порядке оказания медицинской помощи некоторым категориям иностранных граждан вы можете прочитать в статье Т. Соколовской «Оказание медпомощи гражданам Украины: порядок и правовые основания».

Так, постоянно проживающие в Рес­публике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи наравне с гражданами Респуб­лики Беларусь, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Временно пребывающие или временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют право получить медицинскую помощь в рамках оказания платных медицинских услуг.

Что учесть при формировании тарифов на платные услуги

В перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли) (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», далее — перечень № 35), включены:

  • стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические);
  • диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);
  • медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

Это важно
Тарифы на медицинские услуги, которые не вошли в перечень № 35, частные и бюджетные организации здравоохранения, индивидуальные предприниматели формируют самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Как регулируются тарифы

Тарифы на услуги по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением, стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические), услуги по лучевой (в т. ч. при оказании стоматологических услуг), ультразвуковой и лабораторной диагностике регулируются путем установления:

  • предельных максимальных тарифов;
  • предельного норматива рентабельности;
  • предельных максимальных надбавок.

На услуги по функциональной и эндоскопической диагностике регулирование тарифов осуществляется путем установления:

  • предельного норматива рентабельности;
  • предельных максимальных надбавок.

Это важно
Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услу­ги утверждена постановлением Министерства здраво­охра­нения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О регулировании тарифов на платные медицинские услуги» (в ред. от 22.07.2022, далее — постановление № 14).

Постановлением № 14 также предусмотрено, что предельные:

  • норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на платные медицинские услуги, составляет 30 % к плановой себестоимости;
  • максимальные надбавки к установленным тарифам на платные медицинские услуги могут быть не более чем:
    • 30 % — за оказание платных медицинских услуг в ночное время;
    • 50 % — за оказание платных медицинских услуг в государственные праздники и праздничные дни.

Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок установления предельных максимальных тарифов, являются постановления Министерства здравоохранения Рес­пуб­лики Беларусь:

  • от 03.02.2015 № 15 «Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг» (в ред. от 08.11.2021);
  • от 03.02.2015 № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» (в ред. от 08.11.2021);
  • от 03.02.2015 № 16 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике» (в ред. от 08.11.2021);
  • от 21.01.2016 № 3 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением» (в ред. от 08.11.2021).

Справочно: тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, устанавливаются без учета предельных максимальных тарифов, предельного норматива рентабельности.

Что включается в тарифы

Тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основе плановой себестоимости, всех видов установленных законодательством налогов и иных обязательных платежей, прибыли.

Затраты включаются в плановую себестоимость, определяемую юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Налоги и иные обязательные платежи включаются в тарифы в размерах и порядке, определенных законодательством.

При формировании тарифов на платные медицинские услуги учитываются нормы времени на их оказание, установленные Министерством здраво­охра­нения, и другие нормы и нормативы материальных и трудовых затрат, определенные законодательством.

Это важно
Тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые оплачиваются заказчиками дополнительно.

Важно помнить, что нормы времени, которые установлены Министерством здравоохранения, могут быть снижены руководителями организаций здравоохранения в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности и других факторов.

По тем видам платных медицинских услуг, на которые нормы и нормативы материальных и трудовых затрат не определены законодательством, тарифы устанавливаются на основе экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных руководителем.

При отсутствии тарифов на отдельные виды платных медицинских услуг, выполнение которых носит разовый характер, плата за услуги определяется на основе разовой калькуляции, согласованной с заказчиком.

Что поможет при расчете тарифов

При составлении расчета тарифов на платные медицинские услуги можно использовать ранее разработанные Министерством экономики и Министерством здравоохранения:

  • примерную плановую калькуляцию по расчету тарифов на платную медицинскую услугу;
  • расчетом заработной платы специалистов;
  • нормами расхода лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов;
  • нормами времени на оказание платных медицинских услуг;
  • примерной формой расчета накладных расходов;
  • расчетом стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, дополнительно оплачиваемых заказчиками.

Справочно: данные формы и нормы приводятся в письме Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Рес­пуб­лики Беларусь от 29.06.2011 № 12-06-10/5431/03-3-10/2068.

Договор на оказание медицинских услуг

Мы уже отмечали, что платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения оказываются на основании письменных договоров (за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно).

В таком договоре в обязательном порядке определяются:

  • объем и стоимость платных медицинских услуг;
  • сроки оказания платных медицинских услуг;
  • порядок расчетов за платные медицинские услуги;
  • права, обязанности и ответственность сторон по договору.

Что касается обязанностей, то:

  • организация здравоохранения обязана:
    • обеспечить своевременное и качественное оказание медицинских услуг;
    • принять от заказчика оплату услуг и выдать в установленном порядке документ, подтверждающий оплату данных услуг;
    • обеспечить своевременное рассмотрение претензий, связанных с исполнением договора;
    • обеспечить контроль за качеством и своевременностью оказания платных медицинских услуг;
    • выполнить иные обязанности, предусмотренные договором и законодательством;
  • заказчик обязан:
    • своевременно оплатить стоимость платных медицинских услуг;
    • информировать об обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора;
    • выполнить иные обязанности, предусмотренные договором и законодательством.

Справочно: Министерством здраво­охра­нения разработаны различные примерные формы договора на оказание медицинских услуг.
Так, письмом от 30.09.2009 № 03-3-12/841/749 «О примерной форме договора» в организации здравоохранения направлена примерная форма договора на оказание медицинских услуг иностранным гражданам государственными организациями здравоохранения.

838 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок