Подготовка к предстоящему отопительному сезону началась в соответствии с решением Минского горисполкома и постановлением коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь сразу же после окончания предыдущего отопительного периода.
На основании этих документов Комитет по здравоохранению Минского горисполкома подготовил и довел для исполнения до подведомственных ему учреждений здравоохранения соответствующий приказ о подготовке учреждений здравоохранения к предстоящему отопительному периоду. В частности, в этом приказе был определен порядок разработки и реализации мероприятий по подготовке учреждений здравоохранения к ОЗП 2018–2019 гг.
В соответствии с требованиями Правил подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (ТКП 388-2012 (02230/02030)) (далее — Правила) были созданы комиссии по подготовке учреждений здравоохранения, подведомственных комитету по здравоохранению, к работе в предстоящем отопительном периоде.
В состав комиссий включены, как правило, главные врачи учреждений здравоохранения, ответственные за тепловое хозяйство, начальники структурных подразделений обслуживающих организаций, представители теплоснабжающих организаций и Энергонадзора (по согласованию).
Задачами этих комиссий, в частности, является разработка планов организационно-технических мероприятий по подготовке к предстоящему ОЗП, проверка надежности систем потребления тепловой и электрической энергий и подписания актов и паспортов готовности.
Перечень видов работ, которые в обязательном порядке необходимо выполнить при подготовке к ОЗП, определен в п. а–з п. 4.3.2 Правил.
Рассмотрим подробнее организацию работ по выполнению основных пунктов Правил.
Основные работы по подготовке к ОЗП 2018–2019 гг.
1. Работы по профилактике, ремонту, замене оборудования теплоиспользующих установок, трубопроводов тепловых сетей, ЦТП*, ИТП**, ТП***, внутренних систем теплоснабжения зданий, а также мероприятия, предусмотренные программой по энергосбережению на текущий год.
* Тепловой пункт центральный — комплекс оборудования, осуществляющего подготовку теплоносителя, контроль за его параметрами, централизованный учет и регулирование отпуска тепла к потребителю, сооружаемый на вводах тепловых сетей в квартал и предназначенный для обслуживания двух и более зданий (примеч. авт.).
** Тепловой пункт индивидуальный — тепловой узел, предназначенный для распределения теплоносителя по видам теплового потребления для одного здания или его части (примеч. авт.).
*** Тепловой пункт — комплекс трубопроводов, запорной арматуры, оборудования и приборов, обеспечивающих присоединение систем теплопотребления к внешним тепловым сетям (примеч. авт.).
К указанным работам, в частности, относятся:
- замена отдельных участков трубопроводов;
- ревизия, ремонт и в случае необходимости замена запорной арматуры;
- поверка, ремонт и в случае необходимости замена контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров);
- гидропневматическая промывка внутренней отопительной системы (в случае необходимости в соответствии с графиками теплоснабжающей организации не реже одного раза в четыре года);
- гидравлические испытания внутренней отопительной системы;
- восстановление тепловой изоляции на поврежденных участках;
- замена отопительных приборов (в случае необходимости).
Указанные работы должны проводиться как на основании договоров, заключенных с обслуживающими организациями в соответствии с утвержденными графиками планово-предупредительных ремонтов, так и по отдельным договорам с подрядными организациями в соответствии с утвержденным Планом по подготовке к ОЗП каждого конкретного учреждения здравоохранения. Как правило, к отдельным договорам приходится прибегать в случаях, когда объемы работ по подготовке к ОЗП намного превосходят объем, предусмотренный договором на техническое обслуживание, и требуют значительных материальных затрат.
2. Работы по профилактике и ремонту внутренних и подводящих газо-, водо- и электрокоммуникаций и источников электро- и водоснабжения, приборов коммерческого учета и регулирования тепловой энергии, в т. ч. по своевременной поверке приборов коммерческого учета, установке расчетных дросселирующих устройств (под контролем и по согласованию с представителем энергоснабжающей организации) с обязательной установкой пломб энергоснабжающей организации и составлением акта.
Следует обратить внимание, что при подготовке к ОЗП водо- газо- и электрокоммуникации должны подвергаться такому же тщательному обслуживанию, ремонту и в случае необходимости частичной либо полной замене, как и системы теплоснабжения.
Приборы коммерческого учета и регулирования тепловой энергии следует передавать на обслуживание специализированным организациям по отдельным договорам.
Приборы коммерческого учета сдаются на поверку, как правило, в период двухнедельного планового отключения горячей воды. После поверки во время установки прибора вызывается представитель энергоснабжающей организации для его опломбировки (с обязательным составлением акта).
3. Уточнение нагрузок, установка расчетных сопел и диафрагм на трубопроводах тепловых сетей.
Выполняются при изменении (уменьшении или увеличении) тепловой нагрузки у потребителя тепловой энергии специализированными организациями, имеющими специальное разрешение.
4. Проверка оперативных и исполнительных схем теплоснабжения, уточнение планов по взаимодействию с оперативными службами энергоснабжающих организаций в случае аварийных ситуаций.
Прежде всего, следует проверить наличие необходимой документации, хранящейся в ЦТП, ИТП, ТП: схемы, расположенных в нем (тепловом пункте) трубопроводов и оборудования с нумерацией арматуры и расстановкой КИПиА (контрольно-измерительные приборы и аппаратура), руководства по эксплуатации, инструкции по охране труда (непосредственно перед началом отопительного периода надо запросить у теплоснабжающей организации температурный график тепловой сети).
Кроме этого, надо передать лицу, ответственному за тепловое хозяйство, всю техническую документацию, необходимую для организации эксплуатации теплоиспользующих установок*. Также совместно с энергоснабжающими организациями нужно разработать и утвердить планы взаимодействия в случае возникновения аварийных ситуаций, уточнить номера телефонов исполнителей и диспетчерских служб.
* п. 7.1 Правил технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей (ТКП 458-2012 (02230))
5. Выполнение при необходимости комплекса работ по ремонту строительных конструкций зданий и сооружений (утепление, остекление, ремонт кровли и т. д.).
Это, на первый взгляд, второстепенный вопрос. Его решение напрямую не зависит от процедуры получения Паспорта готовности потребителя тепловой энергии, поэтому его очень часто упускают из вида при подготовке учреждений здравоохранения к очередному отопительному периоду.
Главная цель таких мероприятий — устранить возможность проникновения морозного воздуха в технические помещения и тем самым предотвратить неизбежные аварии прежде всего на системах тепло- и водоснабжения в условиях пониженных температур окружающей среды. На наш взгляд, выполнение комплекса работ по ремонту строительных конструкций зданий и сооружений, а также проведение мероприятий по утеплению является одним из первостепенных при подготовке к ОЗП. Кроме того, выполнение этого комплекса напрямую влияет на экономию топливно-энергетических ресурсов.
Заключение
Решение о начале отопительного периода и его прекращении принимает местный исполнительный орган (применительно к г. Минску — Минский горисполком). Этот же исполнительный орган своим решением определяет сроки и порядок подготовки к очередному отопительному периоду. Получение Паспорта готовности потребителя тепловой энергии к очередному отопительному периоду — официальное подтверждение готовности потребителя к предстоящему ОЗП. Однако следует помнить, что при нормальной постановке вопроса процесс подготовки к ОЗП фактически должен заканчиваться только с началом очередного отопительного периода вне зависимости от даты получения Паспорта готовности. Только таким образом можно создать предпосылки для удовлетворительной работы энергетического оборудования в условиях ОЗП.
От редакции
Работа комиссий по проверке готовности потребителей тепловой энергии к работе в ОЗП 2018–2019 гг., а также регистрация паспорта готовности теплоисточника к работе в ОЗП (далее — паспорт готовности) проводится в соответствии с графиками, составленными органом госэнергонадзора и утвержденными местными исполнительными органами.
Результатом работы комиссии при выполнении всех условий готовности является подписанный ею акт проверки готовности теплоисточника к работе в ОЗП, на основании которого организация здравоохранения — потребитель тепловой энергии (владелец теплоисточника) — оформляет паспорт готовности.
Регистрация паспорта готовности является административной процедурой, осуществляемой органами госэнергонадзора на основании п. 3.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
За непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в ОЗП руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1 до 20 базовых величин, а организация — до 500 базовых величин.