Одинокая мать, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, — еще одна относительно самостоятельная категория работниц, выделяемая законодательством о труде.
Данной категории работниц, как и рассмотренным ранее, законодательство предоставляет определенные гарантии в сфере трудовых отношений. Однако на практике трудности предоставления данных гарантий нанимателем связаны с тем, что в законодательстве о труде отсутствует определение понятия «одинокая мать». Следствием этого является недостаточное понимание того, какой круг лиц охватывается этим понятием, какие документы подтверждают этот статус и, соответственно, имеет ли право работница на гарантии, установленные в отношении одиноких матерей.
Кто является одинокой матерью в трудовом праве?
Сегодня единственным законодательным актом, дающим представление о круге лиц, который имеет отношение к понятию «одинокая мать», является Налоговый кодекс Республики Беларусь (ч. 5 подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). Однако в нем применяется понятие «одинокие родители», а не собственно «одинокая мать». Между тем положения Налогового кодекса не применимы к сфере трудовых отношений.
Другим нормативным правовым актом, в котором определено, кого следует относить к одиноким матерям, является постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление Пленума). И здесь необходимо отметить следующее.
18 сентября 2014 г. на основании обращения женщины, разведенной и воспитывавшей двоих несовершеннолетних детей, одному из которых не было 14 лет, с которой наниматель не заключил трудовой договор и которой суд отказал в иске, поскольку ее дети были рождены в браке, Конституционный суд Республики Беларусь рассмотрел дело «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях» и принял соответствующее Решение*.
* Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 2014 г. № Р-946/2014 «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях» (далее — Решение).
В своем Решении Конституционный суд отметил, что постановление Пленума фактически содержит не разъяснение по вопросу применения законодательства о труде, а новую правовую норму, дополняющую законодательное регулирование трудовых и связанных с ними отношений в части определения, какие лица имеют право на гарантии, закрепленные в ст. 268 ТК. То есть Верховный Суд вышел за рамки своих полномочий.
Также в своем Решении Конституционный суд рекомендовал Правительству внести в Парламент проект закона о дополнении Трудового кодекса нормой, определяющей круг лиц, относящихся к одиноким матерям*.
* О проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс в части новых понятий и их определений, включая понятие «одинокая мать», читайте в статье В. Самосейко «Обзор подготовленных изменений в Трудовой кодекс: новые термины и их определения» № 6 (2018), с. 38 (примеч. ред.).
В Решении Конституционного суда упоминаются также ответы на соответствующие запросы, направленные им в различные государственные органы и Федерацию профсоюзов Беларуси.
Согласно Решению по мнению Министерства труда и социальной защиты в законодательстве сложилось устойчивое понимание значения термина «одинокая мать», которое изложено в п. 22 постановления Пленума. Также данное Министерство считало необоснованным отождествлять понятия «разведенная супруга» и «одинокая мать», поскольку разведенная супруга имеет право взыскать средства на содержание детей с отца, а у одинокой матери такого права нет.
По мнению Федерации профсоюзов Беларуси, содержащееся в постановлении Пленума разъяснение о круге лиц, которых следует относить к одиноким матерям, является достаточно конкретным. В то же время, по мнению федерации, правильным было бы закрепить понятие «одинокая мать» непосредственно в Трудовом кодексе.
Генеральная прокуратура и Министерство юстиции в целом отметили необходимость распространения понятия «одинокая мать» на более широкий круг лиц, чем он обозначен в постановлении Пленума.
Сегодня суды в основном придерживаются признаков одинокой матери, приведенных в постановлении Пленума. Поэтому, пока в Трудовой кодекс не внесено соответствующее дополнение, следует руководствоваться разъяснением понятия «одинокая мать», предложенным в п. 22 постановления Пленума.
Руководителю на заметку
Согласно постановлению Пленума к одиноким матерям, на которых распространяются гарантии, предусмотренные ст. 268 ТК, следует относить женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей.
То есть, как отмечено выше, понятия «разведенная супруга» и «одинокая мать» не являются тождественными.
Далее рассмотрим, какие документы подтверждают отнесение женщины к одинокой матери в определении постановления Пленума.
Чем подтверждается статус одинокой матери?
Подтверждением обстоятельств, указывающих на соответствие работницы определению одинокой матери, не состоящей в браке и имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена по указанию матери, являются следующие документы:
- справка, содержащая сведения из записи акта о рождении;
- справка об отсутствии записи акта о заключении брака.
Данные справки выдаются бесплатно органами загса, архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния*.
* абз. 2 п. 103, абз. 3 п. 104, п. 107 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454; подп. 5.14 п. 5 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
Подтверждением обстоятельств, указывающих на соответствие работницы определению одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ставшей вдовой и не вступившей в новый брак, являются следующие документы:
Инвалидность ребенка в возрасте до 18 лет подтверждается заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии, удостоверением ребенка-инвалида*.
* ч. 1, 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», ч. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».
Возраст ребенка в обоих случаях подтверждается свидетельством о рождении.
Правильное отнесение женщины к категории одинокой матери и получение подтверждения необходимых для этого обстоятельств обеспечит правомерность действий организации здравоохранения как нанимателя в случае отказа в предоставлении или предоставления женщине соответствующих гарантий. Это, в свою очередь, позволит соблюсти права женщины и исключить основания для привлечения к административной ответственности должностных лиц организации по ч. 4 ст. 9.19 КоАП за нарушение законодательства о труде.
Далее рассмотрим особенности правового регулирования труда женщин, относящихся к одиноким матерям.
Гарантии одиноким матерям в сфере трудовых отношений
В отличие от иных, рассмотренных ранее, категорий работниц, имеющих детей, особенности правового регулирования труда одиноких матерей малочисленны и сосредоточены в ст. 268 ТК. В этой статье речь идет о гарантиях трудоустройства, сохранения размера заработной платы и места работы при увольнении по инициативе нанимателя.
Гарантии трудоустройства. Руководитель организации здравоохранения не вправе отказать одинокой матери в заключении трудового договора (приеме на работу) по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет). При отказе в заключении трудового договора организация обязана сообщить ей мотивы отказа в письменной форме. Такой отказ одинокая мать может обжаловать в суд (Cм. также п. 6 ч. 1 ст. 16 ТК ).
Сохранение размера заработной платы. Руководитель организации здравоохранения не вправе снизить заработную плату работнице, являющейся одинокой матерью, по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет).
Сохранение места работы. Руководитель организации здравоохранения не вправе расторгнуть трудовой договор с одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), по ст. 42 ТК(в данной статье закреплены основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя), кроме следующих оснований его расторжения:
1) ликвидация организации, прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации здравоохранения, расположенных в другой местности;
2) несоответствие работницы занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
3) систематическое неисполнение работницей без уважительных причин обязанностей, возложенных на нее трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к ней ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
4) прогул (в т.ч. отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
6) совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
7) однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п. 2, 4, 5, 7–9 ст. 42 ТК).
Кроме перечисленных оснований руководитель организации здравоохранения вправе уволить работницу, являющуюся одинокой матерью, по ст. 47 ТК «Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях».
Заключение
Поскольку гарантии, предоставляемые Трудовым кодексом одиноким матерям, касаются одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, то при установлении трудовых отношений с такой работницей и в процессе этих отношений организации здравоохранения как нанимателю следует также учитывать особенности правового регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (см. статью В. Самосейко «Особенности труда женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет: памятка руководителя», № 4 (2018), с. 35 (примеч. ред.)), женщин, имеющих детей старше трех лет (см. статью В. Самосейко «Особенности труда женщин, имеющих детей старше трех лет: памятка руководителя», № 5 (2018), с. 47 (примеч. ред.)), женщин, имеющих детей-инвалидов (см. статью В. Самосейко «Особенности труда женщин, имеющих детей-инвалидов: памятка руководителя» № 6 (2018), с. 45 (примеч. ред.)), а также общие гарантии, которые предоставляются всем женщинам.