Один из существенных рисков частного медицинского бизнеса связан с соблюдением лицензионных требований, относящихся к медицинскому персоналу, принимаемому на работу в частную организацию здравоохранения.
Проблема заключается в том, что частные клиники сначала принимают на работу медицинского специалиста, который, по мнению руководства клиники, соответствует лицензионным требованиям, в частности к необходимому стажу работы по специальности. Затем частные клиники в течение месяца должны на основании абз. 5 п. 323 и абз. 9 п. 329 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») (далее — Положение о лицензировании) предоставить в Министерство здравоохранения документы о приеме специалиста на работу. После того как Министерство ознакомится с данными документами, может оказаться, что, по мнению специалистов управления по лицензированию (далее — лицензирующий орган), у работника имеется перерыв в трудовом стаже более одного месяца, что исключает возможность его работы в частной клинике ввиду несоответствия лицензионным требованиям, приведенным в подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании. При этом не имеет значения, связан перерыв в работе с нахождением специалиста в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее — социальный отпуск) или нет.
В такой ситуации лицензирующий орган требует от руководства клиники, чтобы она не лишилась лицензии, уволить медицинского специалиста. Руководству клиники приходится каким-то образом договариваться с уже принятым на работу специалистом о прекращении трудовых отношений.
Для дальнейшего предметного рассмотрения данной проблемы приведем в качестве примера одну из ситуаций, которые нередко возникают на практике.
Ситуация из практики
Частная клиника приняла на должность врача-стоматолога по совместительству на 0,5 ставки медицинского специалиста, который по основному месту работы также работал на 0,5 ставки после выхода из социального отпуска через 5 месяцев после его начала. Между окончанием пятимесячного периода пребывания в социальном отпуске и приемом на работу в частную клинику по совместительству прошло менее 3 лет.
Лицензирующий орган посчитал недопустимой работу такого специалиста по совместительству.
Правомерны ли действия лицензирующего органа в данной ситуации и аналогичных ей ситуациях?
Прежде чем перейдем к поиску ответа на этот вопрос, изложим суть нормы подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании, которую лицензирующий орган, скорее всего, имеет в виду.
О чем говорится в подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании?
Одно из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии, являющемуся юридическим лицом частной формы собственности, — наличие у всех медицинских работников на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности стажа работы по специальности не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии. Время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами не засчитывается в необходимый для получения лицензии пятилетний стаж работы по специальности (абз. 5 подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании).
Данные требования касаются и индивидуальных предпринимателей.
Сразу отметим, что лицензионные требования к медицинским работникам, предъявляемые при получении лицензии, распространяются также на работников, принимаемых на работу в частную клинику в течение периода действия ранее полученной лицензии.
Аргументы в пользу данного утверждения следующие.
Согласно определению, приведенному в абз. 3 п. 2 Положения о лицензировании, лицензионные требования и условия — это совокупность установленных данным Положением требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату при осуществлении им деятельности, на которую требуется лицензия.
В абз. 2 этого же пункта Положения о лицензировании лицензиат определяется как юридическое лицо Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, которые имеют специальные разрешения (лицензии).
Что будем анализировать?
Ключевой момент, который нам нужно выяснить, — является ли перерыв в 5 месяцев социального отпуска препятствием для приема медицинского специалиста в частную клинику. Но суть проблемы даже не в указанном сроке. Если исходить из подхода лицензирующего органа, речь о том, что медицинский специалист, допустивший перерыв в работе сроком больше одного месяца, в частности по причине нахождения в социальном отпуске, лишается возможности трудоустроиться в частную организацию здравоохранения.
В качестве предмета оценки нас интересуют два следующих момента из приведенной выше нормы подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании:
1) стаж работы по специальности должен быть не менее 5 лет, 3 из которых непосредственно предшествуют дню подачи заявления о выдаче лицензии;
2) время длительного (более 3 лет) перерыва в работе по специальности в связи с нахождением в социальном отпуске не засчитывается в необходимый пятилетний стаж работы по специальности.
Анализ ситуации
О времени длительного (более 3 лет) перерыва в работе
Медицинский работник должен иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет. Перерыв в работе по специальности продолжительностью более 3 лет в связи с нахождением в социальном отпуске не засчитывается в пятилетний стаж работы по специальности.
Следовательно, период нахождения в социальном отпуске продолжительностью 3 года и менее засчитывается в пятилетний стаж работы по специальности.
Установление в абз. 5 подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании не включаемого в пятилетний стаж работы по специальности срока продолжительностью именно свыше 3 лет, очевидно, связано с нормой, содержащейся в ч. 10 ст. 185 ТК. Согласно ей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет включается в стаж работы, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством.
Учитывая, что в рассматриваемом случае у медицинского специалиста стаж работы по специальности составлял более 5 лет, а срок нахождения в социальном отпуске — 5 месяцев, оснований не включать этот период в пятилетний стаж работы по специальности нет.
О сроке в 3 непосредственно предшествующих года
Три года из 5 лет стажа работы по специальности должны непосредственно предшествовать дню подачи заявления о выдаче лицензии.
Если у частной клиники уже есть лицензия, то указанные 3 года должны предшествовать приему медицинского специалиста на работу. В данном случае такое понимание обстоятельства, которому должен предшествовать трехлетний срок работы по специальности, объясняется тем, что для соблюдения лицензионных требований частная клиника вправе принимать на работу только тех медицинских специалистов, которые соответствуют этим требованиям.
В чем же проблема с пониманием фразы «непосредственно предшествующих»?
Лицензирующий орган, очевидно, вкладывает в эту фразу смысл, аналогичный понятию «стаж непрерывной работы» или «непрерывный стаж работы». Однако проблема в том, что в законодательстве отсутствует единое понимание данных понятий. Кроме того, чаще встречаются такие понятия, как «трудовой стаж» и «стаж работы», которые также не имеют единого значения.
Помимо этого, правовая конструкция «трудового стажа» или «стажа работы» используется в законодательстве для разных целей, например:
Как мы упомянули в начале статьи, лицензирующий орган допускает возможность перерыва в стаже работы по специальности не более месяца, очевидно, основывая такой подход на подп. 6.1 п. 6 Инструкции № 237. Однако, как мы отметили выше, в данной Инструкции понятие стажа непрерывной работы используется для установления надбавок за продолжительность работы в организациях здравоохранения, причем государственной формы собственности.
Кроме того, в подп. 6.1 п. 6 Инструкции № 237 речь идет о сохранении стажа непрерывной работы при поступлении на работу, в т. ч. на условиях совместительства, если перерыв в работе не превысил одного месяца со дня прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь, перечисленным в указанном подпункте.
Более того, в п. 5 Инструкции № 237 указано, что в стаж непрерывной работы засчитывается время, в течение которого работник не работал, но за ним согласно законодательству или коллективному договору сохранялась прежняя работа и заработная плата либо выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию, в т. ч. время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет — при условии, если указанным периодам предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, дающая право на установление надбавок.
В связи с этим возникает вопрос: на каком основании в фразу «непосредственно предшествующих» лицензирующий орган вкладывает смыслы, которые не основаны на законодательстве, понятны только одному ему, допуская избирательность в выборе норм и возникновение ситуаций, когда уже принятого на работу медицинского специалиста приходится увольнять?
Может, в такой ситуации было бы правильным и цивилизованным подходом инициировать соответствующие изменения в Положение о лицензировании, которыми четко сформулировать требование абз. 5 подп. 322.2.2 п. 322 данного Положения? Способствовать установлению простых и понятных правил исчисления перерывов в стаже работы по специальности для целей лицензирования?
Заключение
Поскольку трехлетний «непосредственно предшествующий» срок относится к стажу работы по специальности, т. к. выделен в рамках пятилетнего срока, который обозначен как стаж работы по специальности, а социальный отпуск продолжительностью до 3 лет включается в стаж работы по специальности, то и в рамках трехлетнего «непосредственно предшествующего» срока период социального отпуска должен засчитываться в стаж работы по специальности.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации по основному месту работы перерыв в 5 месяцев значения для продолжения работы не имел, а для принятия на работу по совместительству в другую организацию стал препятствием. Такое решение, видимо, основано на том, что согласно ч. 3 ст. 183 ТК на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа, а вот в отношении новой работы «правовой амулет» в законодательстве отсутствует.
Считаем, что в рассмотренной ситуации ненормативное, специфическое толкование лицензирующим органом требований абз. 5 подп. 322.2.2 п. 322 Положения о лицензировании противоречит утвержденной Президентом Республики Беларусь Программе социально-экономического развития Беларуси и ущемляет право работника на труд.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
1) выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, повлекших у гражданина стойкое расстройство здоровья, что подтверждается решением лечебно-контрольного совета Министерства здравоохранения; 2) использование медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, методик лечения и диагностики, не зарегистрированных и (или) не разрешенных для медицинского применения (использования) в Республике Беларусь; 3) несоблюдение лицензионных требований и условий, установленных в подп. 322.2 и 322.3 п. 322 Положения о лицензировании; 4) осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии; 5) отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность; 6) отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность; 7) отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание и ремонт, а также исправной медицинской техники, действующей поверки соответствующей медицинской техники; 8) непредставление в Министерство здравоохранения в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности руководителя организации здравоохранения, руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, на должности медицинских работников иных работников вместо заявленных при получении лицензии, о назначении на должность медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии (п. 329 Положения о лицензировании)
Редакция