Порядок назначения и проведения мониторингов органами госсаннадзора

Каков порядок назначения проведения мониторинга органами государственного санитарного надзора? Какие полномочия должностные лица указанных органов могут реализовывать в процессе проведения мониторинга, а какие нет, в т.ч. в случае выявления в ходе мониторинга нарушений (недостатков)?

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

3437 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Со вступлением в силу с 1 октября 2012 г. Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в сферу контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь введен мониторинг. Порядок проведения мониторинга определяет Положение о порядке проведения мониторинга (далее — Положение), которым упомянутый Указ дополнил Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Что представляет собой мониторинг?

Мониторинг относится к мерам профилактического и предупредительного характера, которые наряду с выборочными и внеплановыми проверками, мероприятиями технического (технологического, поверочного) характера отнесены к форме осуществления государственного контроля (надзора) (ч. 2 п. 1 Указа № 510).

Как форма контроля (надзора), мониторинг проявляется в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей. Указанные действия имеют своей целью оперативную оценку фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. При этом важной особенностью мониторинга, отличающей его от проверок, является то, что контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица не используют при его проведении полномочия, предоставленные им для проведения проверок (п. 2 Положения).

Кто вправе проводить мониторинг?

Мониторинг вправе проводить должностные лица контролирующих (надзорных) органов. К числу таких органов относятся органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор (далее — органы госсаннадзора): Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии*, а также Центр гигиены и эпидемиологии Управления делами Президента Республики Беларусь.

* п. 1 перечня органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), определенного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)»

Проведение мониторингов коммерческими организациями не допускается, как и делегирование органами госсаннадзора своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ч. 6 п. 1 Указа № 450).

Каков порядок назначения мониторинга?

Законодательство не устанавливает оснований назначения мониторинга, как это определено для назначения проверок. Мониторинг в конкретной организации проводится по мере необходимости на основании решения о проведении мониторинга, принимаемого руководителем органа госсаннадзора (в т. ч. территориального органа) или его уполномоченного заместителя (п. 4 Положения).

Правовая форма такого решения законодательством не определена.

Практика свидетельствует, что в сфере деятельности органов госсаннадзора отсутствуют единые подходы к правовой форме принятия решения о проведении мониторинга. В связи с этим в практике используются как приказы о проведении мониторингов, так и предписания на проведение мониторинга.

Поскольку унифицированная форма указанных процессуальных документов отсутствует, целесообразно закрепить ее на уровне отраслевого нормативного правового акта с определением порядка учета и выдачи соответствующего документа на проведение мониторинга.

Тем временем рекомендуем к применению форму решения о проведении мониторинга в виде предписания с определением порядка учета предписаний*.

* Пример приказа, Положения об организации учета документации, Предписания на проведение мониторинга вы можете скачать по ссылке.

Законодательство не обязывает контролирующий (надзорный) орган направлять в адрес субъекта мониторинга уведомление о предстоящем мониторинге, особенно если он будет ограничен общедоступными местами.

Порядок проведения мониторинга

Процедура проведения мониторинга регламентирована не столь обстоятельно, как процедура проведения проверок.

Как было отмечено, контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица не используют при проведении мониторинга полномочия, предоставленные им для проведения проверок. Речь идет о полномочиях, перечисленных в п. 4 Положения. В частности, должностные лица органов госсанандзора при проведении мониторингов не вправе: требовать и получать от субъекта мониторинга необходимые для проверки документы (их копии), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества; использовать технические средства, в т. ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов. Указанные полномочия могут быть реализованы при мониторинге при условии получения в установленном порядке согласия субъекта мониторинга.

Согласно Положению без согласия субъекта мониторинга должностные лица органа госсаннадзора вправе входить на территорию и (или) объекты, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия указанного субъекта.

Общедоступность территории может пониматься как наличие возможности у любого лица войти на нее. Хотя бы минимальное ограничение на вход может быть расценено как отсутствие общедоступности и, соответственно, влечь необходимость получения согласия субъекта мониторинга.

Далее в виде схемы рассмотрим полномочия должностных лиц органов госсаннадзора при выявлении нарушений (недостатков).

Процессуальное оформление результатов мониторинга

По результатам мониторинга должностное лицо органа госсаннадзора оформляет аналитическую (информационную) записку, на основании которой руководитель (его заместитель) этого органа вправе принять одно из следующих решений: учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта; направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились; применить в установленном порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга. В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть назначена внеплановая проверка в соответствии с подп. 12.2 п. 12 Указа № 510 (п. 8 Положения).

* Утверждено Указом № 450.

3437 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Документация санаторно-курортной организации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о ведении делопроизводства в санаторно-курортной организации, определении сроков хранения документации (в т.ч. медицинской), о локальных право...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1806
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок