Последствия предоставления больницей недостоверных сведений для назначения пенсии
В статье рассмотрены последствия представления больницей органу по назначению пенсий документа, содержащего недостоверные сведения.
В статье рассмотрены последствия представления больницей органу по назначению пенсий документа, содержащего недостоверные сведения.
Центральная районная больница (далее — больница) обратилась в экономический суд апелляционной инстанции с жалобой на решение экономического суда области, принятое по заявлению больницы о признании недействительным решения Комиссии по назначению пенсий районного исполнительного комитета (далее — Комиссия райисполкома).
Решением управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома гражданке С. с февраля 2015 г. назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2.
В подтверждение специального стажа С. с заявлением о назначении пенсии предоставлена справка от 23 февраля 2015 г. о работе, дающей право на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 12 (пункты «а» и «б») и ст. 15 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсиях), выданная больницей.
Специалистами отдела пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома проведена проверка обоснованности выдачи уточняющей справки, по результатам которой установлено, что уточняющая справка выдана С. необоснованно.
Согласно протоколу заседания Комиссии райисполкома С. назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда с учетом специального стажа, в который включен период работы в больнице в качестве медицинской сестры инфекционного отделения, непосредственно занятой обслуживанием больных.
Поскольку Списком № 2, утвержденным в 1965 г., средний медицинский персонал, занятый обслуживанием больных в инфекционных отделениях учреждений здравоохранения, не предусмотрен, работа в указанной профессии права на льготную пенсию не дает. Период работы С. в качестве медицинской сестры инфекционного отделения больницы в специальный стаж включен быть не может.
В связи с тем, что специальный стаж С. оказался недостаточным для назначения пенсии по Списку № 2, Комиссией райисполкома принято решение об отмене решения управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома о назначении пенсии С., прекращении выплаты пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда и о взыскании с больницы излишне выплаченной С. пенсии за период с 20 февраля 2015 г. по 31 октября 2016 г. в сумме 4 094,72 руб.
В соответствии с решением Комиссии райисполкома от 25 октября 2016 г., на основании распоряжения управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома о взыскании в бесспорном порядке излишне выплаченных сумм пенсий с работодателя — юридического лица к счету больницы выставлено платежное требование на сумму 4 094,72 руб.
Больница обратилась в Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома с просьбой отменить распоряжение управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома. Однако в ответе указанный комитет сообщил, что решение Комиссии райисполкома о возмещении пенсии соответствует нормам законодательства.
Больница обратилась в экономический суд области с заявлением о признании недействительным решения Комиссии райисполкома о взыскании с больницы излишне выплаченной С. пенсии в сумме 4 094,72 руб., однако решением от июня 2017 г. суд отказал больнице в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе больница поставила вопрос об отмене решения экономического суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, экономический суд апелляционной инстанции постановил апелляционную жалобу больницы оставить без удовлетворения, а решение экономического суда области — без изменения.
В силу ст. 227 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) юридическое лицо вправе подать в суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридического лица.
Согласно ст. 230 ХПК основанием для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа является его несоответствие требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Закона о пенсиях работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.
В силу ст. 76 Закона о пенсиях работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
Согласно п. 27 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»*, приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите.
* Утверждено приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44
Согласно п. 24 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий*, в соответствии с п. 5.1 Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий** в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий.
* Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777
** Утверждены приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14 марта 1996 г. № 8
Согласно п. 8 Инструкции о порядке формирования и ведения дел по назначению государственных пенсий* специалист отдела (управления) обязан принять заявление (представление) о назначении пенсии и в тех случаях, когда к нему приложены не все необходимые документы.
* Утверждена приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85
Статьей 76 Закона о пенсиях установлено, что работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей — юридических лиц.
Согласно п. 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2001 г. № 14 «О порядке взыскания излишне выплаченных сумм пенсий» взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, обращается на денежные средства работодателей, находящиеся на счетах в банках, на основании распоряжения органов, выплачивающих пенсии, о взыскании в бесспорном порядке излишне выплаченных сумм пенсий.
Вопросы оформления пенсий работникам, особенно работавшим с особыми условиями труда, являются на практике одними из самых сложных. Нередко органы по назначению пенсий не оказывают должного содействия специалистам организаций при оформлении документов и решении других вопросов. Чтобы не допустить рассмотренных последствий, единственное решение — повышение компетенций работников, на которых возложены обязанности по оформлению и представлению документов для назначения пенсий.
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. № 95 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения» (рег. № 8/32819 от 13 февраля 2018 г.).
О чем?
Инструкция устанавливает порядок осуществления диспансерного наблюдения за несовершеннолетними пациентами и пациентами, достигшими 18-летнего возраста, страдающими хроническими или затяжными психическими расстройствами (заболеваниями) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Диспансерное наблюдение осуществляется следующими государственными организациями здравоохранения:
Постановление признало утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения за пациентами, страдающими хроническими или затяжными психическими расстройствами (заболеваниями) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями» и постановление, внесшее в него изменения.
Вступает в силу с 4 марта 2018 г.