В связи с тем, что медицинская деятельность негосударственных медицинских организаций, а также санаториев осуществляется на основании соответствующей лицензии, а одним из лицензионных требований к медицинским работникам указанных организаций является наличие первой или высшей квалификационной категории, вопросы действия имеющейся у медицинского работника категории имеют большое значение.
Несмотря на то, что государственные организации здравоохранения осуществляют свою деятельность без соответствующей лицензии, как показывает наш опыт, в частности связанный с трудоустройством медицинских работников государственных организаций здравоохранения в частные, проблем здесь существует не меньше.
Напомним, что согласно Инструкции о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения* (далее — Инструкция № 232) для продолжения действия квалификационной категории медицинский работник (частной и государственной организации здравоохранения) должен в течение каждых пяти лет после присвоения квалификационной категории проходить курсы повышения квалификации по специальности согласно занимаемой должности в объеме не менее 80 ч (далее — основной объем времени). В целом же объем профессиональной подготовки в течение указанного периода должен быть 100 ч, из которых 20 ч может составлять посещение различных медицинских семинаров, форумов, научно-практических конференций и т.д., которые проводятся на территории Беларуси под эгидой Минздрава и по его приказу (далее — дополнительный объем времени).
* Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. № 232
Одна из проблем, которую мы рассмотрим в данной статье, связана с выбором программы курсов повышения квалификации и зачетом объема времени подготовки по этой программе в основной объем времени.
Подходы к зачету объема времени профессиональной подготовки на курсах повышения квалификации
Наш опыт общения со специалистами управления по лицензированию Минздрава позволяет систематизировать практикуемые ими подходы к подсчету объема часов профессиональной подготовки медицинского работника на курсах повышения квалификации для продолжения действия его квалификационной категории.
Поскольку наш опыт в большей степени связан с организациями здравоохранения стоматологического профиля, то и рассматривать ситуации будем на примере врача — стоматолога-ортопеда.
В то же время представленная информация может быть полезна и для других организаций, в т.ч. государственных.
Подход 1
Врач — стоматолог-ортопед прошел курсы повышения квалификации в объеме 80 ч, например, на кафедре общей стоматологии или на кафедре челюстно-лицевой хирургии БелМАПО, по программе, которая, исходя из перечисленных в скобках после ее наименования должностей, не подходит врачам — стоматологам-ортопедам.
В данном случае объем времени профессиональной подготовки не будет засчитан в основной объем времени, поскольку специалист прошел курсы, не связанные с занимаемой им должностью.
В то же время объем времени в количестве 20 ч будет зачтен в дополнительный объем времени данного пятилетнего периода.
Подход 2
Врач — стоматолог-ортопед прошел курсы повышения квалификации в объеме 80 ч, например, на кафедре челюстно-лицевой хирургии БелМАПО, по программе, которая, исходя из перечисленных в скобках после ее наименования должностей, подходит также врачам — стоматологам-ортопедам.
В данном случае возможно три ситуации.
Ситуация 1. Весь объем времени обучения на курсах повышения квалификации в количестве 80 ч не будет зачтен в основной объем времени. В то же время объем времени этих курсов в количестве 20 ч будет зачтен в дополнительный объем времени.
Ситуация 2. Если количество часов программы обучения, подходящих именно врачам — стоматологам-ортопедам, больше количества часов обучения, подходящих врачам — стоматологам-хирургам, то количество часов обучения, имеющих отношение к врачам — стоматологам-ортопедам, могут зачесть в основной объем времени.
В то же время объем времени обучения, относящийся к врачам — стоматологам-хирургам, будет зачтен в дополнительный объем времени. При этом может понадобиться получить на кафедре челюстно-лицевой хирургии БелМАПО письменное подтверждение о том, что освоенная программа подходит также врачам — стоматологам-ортопедам с выделением количества часов (далее — подтверждение БелМАПО).
Ситуация 3. Если количество часов программы обучения, подходящих именно врачам — стоматологам-ортопедам, меньше количества часов обучения, подходящих врачам — стоматологам-хирургам, то, как и в Ситуации 2, придется предоставлять подтверждение БелМАПО, причем с большей долей вероятности.
Объем времени обучения, относящийся к врачам — стоматологам-хирургам, будет зачтен в дополнительный объем времени.
На практике некоторые врачи уже в период прохождения курсов повышения квалификации на кафедре не по своему профилю, но по подходящей для их должности программе требуют подтверждение БелМАПО, в котором указано, что данные курсы были организованы в том числе для врачей — стоматологов-ортопедов в определенном количестве часов и могут быть зачтены для подтверждения действия квалификационной категории. Однако следует отметить, что предоставление таких подтверждений не является безусловной обязанностью БелМАПО.
Важно отметить, что в перечисленных ситуациях нет абсолютной гарантии, что специалист управления по лицензированию Минздрава поступит в точности так, как описано в ситуациях выше, поскольку, как показывает практика, у каждого специалиста свой взгляд на подсчет часов обучения, которые он может включить или не включить в основной объем времени.
Подход 3
Врач — стоматолог-ортопед прошел курсы повышения квалификации в объеме 80 ч на кафедре ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии БелМАПО по программе, которая, исходя из перечисленных в скобках после ее наименования должностей, подходит также врачам — стоматологам-ортопедам.
В данном случае весь объем времени обучения на курсах повышения квалификации в количестве 80 ч будет зачтен в основной объем времени.
Это наиболее желательный сценарий прохождения курсов повышения квалификации для продолжения действия квалификационной категории.
Подходы к зачету объема времени обучения, включаемого в дополнительный объем времени
До вступления в силу в 2016 г. небезызвестного Указа Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г. № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» специалисты управления по лицензированию не засчитывали в дополнительный объем времени различные семинары, конференции и т.п. мероприятия, которые медицинский работник посещал в Беларуси, получая в подтверждение участия различные свидетельства, дипломы, сертификаты. То есть требовалось иметь только курсы повышения квалификации в объеме 100 ч.
В настоящее время подход несколько изменился. Однако это касается только образовательных мероприятий, которые проводятся под эгидой Минздрава и по его приказу, и могут возникнуть затруднения, связанные с предоставлением в качестве подтверждения участия в указанных образовательных мероприятиях неименных сертификатов. В таких ситуациях вопрос можно решить путем предоставления копии приказа о командировании работника на соответствующее образовательное мероприятие. Но и здесь важно отметить, что многое зависит от специалиста управления по лицензированию.
Далее рассмотрим вопрос, связанный с одновременным применением требований Инструкции № 232 и Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения* (далее —Инструкция № 31) в части обязательного прохождения курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.
* Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 августа 2004 г. № 31.
Как оптимизировать периоды повышения квалификации по Инструкции № 31 и Инструкции № 232?
Пункт 11 Инструкции № 31 содержит требование к медицинским работникам (частных и государственных организаций здравоохранения) о повышении своей квалификации не реже одного раза в пять лет на курсах повышения квалификации. Пока медицинский работник соблюдает это требование, он может заниматься медицинской практикой.
Требование о прохождении курсов повышения квалификации на основании Инструкции № 232 мы рассмотрели выше.
На практике нередко случается так, что периоды прохождения курсов повышения квалификации по каждой из упомянутых инструкций не синхронизированы, вследствие чего медицинским работникам, включая руководителя организации, приходится несколько раз за какой-то незначительный период посещать курсы повышения квалификации, тратя свое время и финансы.
Учитывая, что объем времени курсов повышения квалификации по Инструкции № 31 засчитывается в основной объем времени, можно оптимизировать прохождение курсов повышения квалификации таким образом, чтобы за одно посещение одновременно соблюсти требования обеих инструкций.
Самым сложным может оказаться объединение в одной пятилетке двух дат прохождения курсов. Для этого какие-то из курсов придется посетить раньше. После этого некоторые руководители стоматологических организаций, занимающиеся также медицинской практикой, в дальнейшем проходят курсы повышения квалификация один раз в 3–3,5 года, одновременно подтверждая действие квалификационной категории и соблюдая требования Инструкции № 31.
Последствия непродления действия квалификационной категории
Если до истечения пятилетнего срока, исчисляемого от даты окончания последних курсов повышения квалификации, медицинский работник не набрал объема времени в количестве 100 ч для продолжения действия квалификационной категории, то действие категории автоматически прекращается со дня, следующего за последним днем, когда действие квалификационной категории могло быть продлено за счет необходимого объема времени профессиональной подготовки работника.
Квалификационная категория, действие которой прекращено, требует присвоения вновь в порядке, установленном Инструкцией № 232.
Для негосударственных организаций здравоохранения прекращение действия квалификационной категории медицинского работника оборачивается необходимостью его увольнения, а если еще на него оформлена лицензия, то и внесением изменений в лицензию.
Поскольку в государственных организациях здравоохранения оплата труда медицинских работников производится за счет бюджетных средств, а за наличие у работника квалификационной категории производится доплата, то прекращение действия квалификационной категории, оставшееся незамеченным, повлечет необоснованное расходование бюджетных средств на оплату труда.
Кто должен отслеживать периоды прохождения повышения квалификации и учитывать объемы времени обучения?
На практике между медицинским работником и руководством организации здравоохранения нередко возникает недопонимание в части того, кто должен отслеживать периоды прохождения курсов повышения квалификации и учитывать объемы времени обучения, чтобы обеспечить продолжение действия квалификационной категории медицинского работника.
Для того чтобы преодолеть имеющиеся заблуждения по данному вопросу, достаточно обратиться к нормам законодательства.
Согласно ст. 220-1 ТК наниматель обеспечивает повышение квалификации работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость повышения квалификации определяется нанимателем.
Кроме того, Инструкцией № 232 осуществление учета времени профессиональной подготовки работника согласно приложению 5 к этой Инструкции возложено на кадровую службу (руководителя) организации, в которой (у которого) работает медицинский работник.
Рекомендации
Для того чтобы не допустить проблем, связанных с нарушением периодичности прохождения профессионального обучения медицинскими работниками и соблюдением обязательных объемов времени такой подготовки, влекущих прекращение действия квалификационной категории:
1) медицинским работникам, в частности в сфере стоматологии, следует проходить курсы повышения квалификации по программам обучения, подходящим также для их должности и реализуемым на кафедре БелМАПО, соответствующей занимаемым ими должностям;
2) следует оптимизировать даты прохождения курсов повышения квалификации по Инструкции № 31 и Инструкции № 232, чтобы за один раз прохождения обучения получить необходимый объем часов, сэкономив на этом время и финансы;
3) необходимо составить таблицу, в которой перечислить всех медицинских работников, все курсы, которые они прошли за последние пять лет с указанием даты их окончания, выписать оптимальный срок, кому и когда можно пройти курсы повышения квалификации для того, чтобы свести две даты в одну и в последующем легко отслеживать пятилетние периоды.