Привлечение к административной ответственности за первичное нарушение

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

2038 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

ВОПРОС

Вправе ли должностное лицо органа госсаннадзора составить протокол об административном правонарушении при обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, если мероприятие технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия ТТП) или мониторинг, в ходе которого выявлено нарушение, в отношении данного субъекта торговли проводится впервые?

ОТВЕТ

Составление протокола об административном правонарушении (далее — протокол об АП) является началом административного процесса (абз. 2 ст. 9.5 ПИКоАП), в ходе которого уполномоченным должностным лицом органа, ведущего административный процесс, решается вопрос о привлечении субъекта к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное конкретной статьей Особенной части КоАП.

Мероприятия ТТП. Меры, которые должностные лица контролирующего (надзорного) органа могут применять в отношении субъекта, допустившего нарушения законодательства (в т.ч. создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения), выявленные по результатам проведения мероприятий ТТП, определены в п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) и конкретизированы в п. 10–12 Инструкции о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97) (далее — Инструкция).

В соответствии с ч. 6 п. 6 Указа № 510 при неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий ТТП, а также при выявлении нарушений,устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, для того, чтобы в ситуации, обозначенной в вопросе, должностное лицо органа госсаннадзора по результатам мероприятий ТТП имело право составить протокол об АП, необходимо, чтобы выявленное нарушение невозможно было устранить. К числу таких нарушений относится, например, реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации (ч. 2 ст. 12.17 КоАП). Приведенное правонарушение относится к числу нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.

Мониторинги. Меры, которые могут быть приняты должностным лицом органа госсаннадзора при выявлении у субъекта нарушений по результатам мониторинга, определены в п. 5–8 Положения о порядке проведения мониторинга (утв. Указом № 510) (далее — Положение).  

Согласно п. 7 Положения, при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, в частности создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в порядке, установленном п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом № 510) выносится:

  • предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
  • требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания).

В соответствии с п. 8 Положения по результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

  • учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
  • направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
  • применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Из приведенных и других норм Положения можно сделать вывод о том, что законодательством о контрольной (надзорной) деятельности не предоставлено права должностным лицам контролирующих (надзорных) органов привлекать субъектов к административной ответственности (составлять протоколы об АП) в случае выявления нарушения, создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, если мониторинг, в ходе которого выявлено нарушение, в отношении данного субъекта торговли проводится впервые.


2038 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 26.12.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2565
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок