ВОПРОС
Вправе ли должностное лицо органа госсаннадзора составить один протокол об административном правонарушении на юридическое лицо по ч. 2 ст. 12.17 КоАП (реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации), если в ходе проводимого мониторинга в нескольких торговых объектах этого юридического лица была обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком годности?
ОТВЕТ
О составлении протокола. Одним из поводов к началу административного процесса является непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс (п. 3 ч. 1 ст. 9.1 КоАП).
Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (ч. 2 ст. 9.1 КоАП).
Составление протокола об административном правонарушении (далее — протокол об АП) является началом административного процесса (абз. 2 ст. 9.5 ПИКоАП).
Если в ходе мониторинга на торговых объектах юридического лица была обнаружена пищевая продукция с истекшим сроком годности, что является нарушением ч. 2 ст. 12.17 КоАП, за которое установлена административная ответственность юридического лица (индивидуального предпринимателя), то формально поводы и основания для начала административного процесса есть. Начало административного процесса предполагает начало процедуры привлечения субъекта к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного конкретной статьей Особенной части КоАП.
Количество протоколов. Применительно к рассматриваемой ситуации каждый факт выявления в отдельном торговом объекте реализации и (или) предложения к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации следует рассматривать как оконченное административное правонарушение.
Справочно: административное правонарушение, не связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента совершения деяния (ст. 2.2 КоАП).
Таким образом, речь идет о повторности совершения административных правонарушений, под которой понимается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части КоАП (когда статья состоит из одной части) (ч. 1 ст. 2.5 КоАП).
О совершении административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол об АП (ч. 1 ст. 10.2 ПИКоАП).
Таким образом, по каждому факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.17 КоАП, выявленному на различных торговых объектах одного субъекта торговли необходимо составлять отдельные протоколы об АП на данный субъект торговли.
В рамках ведения административного процесса в целях соблюдения принципов процессуальной экономии, обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельства дела, соблюдения принципа диспозитивности возможно соединение указанных дел в одно производство с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении.
Справочно: в одном административном процессе могут быть соединены дела, в частности о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс (п. 1 ч. 1 ст. 11.3-1 ПИКоАП).
по теме