Проблематика правового регулирования гарантий в стоматологии

Вопросы гарантии качества при оказании стоматологических услуг все чаще стали звучать и от стоматологов, и от пациентов. Это вовсе не случайность, а объективная закономерность, связанная с ростом потребительского сознания граждан. Рассмотрим проблему, которая существует в данном правовом поле.

Хомич Алеся

юрист, медиатор

587 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Виды гарантий

Гарантии при оказании стоматологической помощи можно разделить на несколько видов.

Гарантия на лекарственные средства. Оказание медицинской помощи, в т.ч. стоматологической, зачастую предусматривает использование определенных лекарственных средств.

Это важно
Законом о лекарственных средствах установлена государственная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Республике Беларусь.

Существенное дополнение в систему государственных гарантий, связанных с лекарственными средствами, вносят общие требования Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.01.2022).

С учетом данных правовых актов гарантия на лекарственные средства включает в себя две составляющие:

  1. допуск к обращению на территории Республики Беларусь только таких лекарственных средств, которые отвечают требованиям безопасности;
  2. установление обязательного срока годности, по истечении которого лекарственные средства считаются непригодными для использования по назначению.

Гарантия качества медуслуг. Основой гарантии качества медицинских услуг является гарантия качества медицинской помощи.

По аналогии с гарантией на лекарственные средства гарантия качества медицинских услуг также может быть представлена в виде двух составляющих:

  1. гарантия на получениекачественных медицинских услуг, т.е. услуг, отвечающих требованиям предоставления медицинской помощи надлежащего качества;
  2. установление исполнителем услуги гарантийного срока, в течение которого заказчик имеет право на безвозмездное устранение проявившихся недостатков.

Это важно
Указанные гарантии отражены в Законе о здравоохранении и Положении о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182, в ред. от 10.04.2023).

Согласно данным нормативным актам государственные учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Справочно: если нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

Проблематика вопроса 

К сожалению, проблема гарантий качества оказания стоматологической услуги пока еще недостаточно отражена в специальной литературе именно с точки зрения современного законодательства.

Это важно
Имеющиеся приказы и рекомендации по гарантиям в стоматологии лишь частично закрывают этот важнейший вопрос.

Исходя из того, что в настоящее время законодательство рассматривает медицинскую помощь как услугу вследствие ее возмездности, между стоматологическим учреждением и пациентом заключается публичный договор (гл. 39 ГК).

Между тем правовое регулирование стоматологической помощи имеет определенную специфику в тех случаях, когда ее оказание предполагает наличие овеществленного результата. Яркий пример — изготовление зубных протезов, постановка пломб и т.д.

В данном случае, с одной стороны, речь идет об оказании медицинской услуги, с другой стороны, имеет место овеществленный результат, являющийся неотъемлемым признаком работы. Оказание стоматологической помощи в таких случаях носит комплексный характер, поскольку сочетает в себе элементы двух гражданско-­правовых договоров — договора оказания услуг и договора подряда.


Мнение автора 

Отсутствие четкого правового регулирования гарантий при оказании стоматологической помощи создает для стоматологических клиник определенные трудности при формулировке условий договоров, а в некоторых случаях порождает конфликты с пациентами на предмет гарантий и обязательств. Вероятно, с течением времени данный вопрос будет урегулирован на уровне законодательства.

587 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Разрабатываем комплексный план работы главной медицинской сестры (часть 1)

Главная медицинская сестра выполняет обширный спектр функций. Для того чтобы все успеть, следует разделить приоритетное и второстепенное и разработать план работ. Из каки...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 878
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок