В прошлом номере журнала мы рассмотрели, какие НПА регулируют взаимодействие между медицинскими работниками и сотрудниками органов внутренних дел (далее — ОВД) в отношении пациентов психиатрического и наркологического профиля, находящихся под диспансерным наблюдением, и начали рассматривать проблемы такого взаимодействия. В развитие темы продолжим освещение проблемных вопросов взаимодействия с сотрудниками ОВД при оказании психиатрической и наркологической помощи.
Недостаточное содействие медицинским работникам в установлении места жительства пациента
Часто врач — психиатр-нарколог не располагает сведениями о точном местонахождении пациента, а пациент при этом не мотивирован на лечение и не посещает врача, что делает осуществление диспансерного наблюдения практически невозможным. В таких случаях медицинским работникам необходимо содействие сотрудников ОВД в поиске пациента и установлении его места жительства (места пребывания) для организации его наблюдения и лечения в соответствии с законодательством.
Частью 2 п. 17 Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2017 № 95, в ред. от 29.03.2024) предусмотрено, что по заявлению руководителя организации здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь, территориальный ОВД оказывает содействие в установлении местонахождения пациента, страдающего психическим расстройством (заболеванием), который отсутствовал по месту его жительства (месту пребывания) при попытках установления с ним контакта три и более месяца подряд.
Однако на практике бывают случаи, когда сотрудники ОВД оказывают недостаточную помощь в установлении местонахождения пациента. Часто имеет место формальный подход, когда ответ ОВД учреждению здравоохранения содержит уже известную информацию о том, что пациент по месту регистрации не проживает. Это не позволяет врачу — психиатру-наркологу продолжать наблюдение за состоянием психического здоровья пациента, контролировать лечение, проводить профилактику рецидивов заболевания и т. д.
Отсутствие должной профилактической работы сотрудников ОВД с пациентами по месту их жительства (месту пребывания)
В ранее действовавшем Законе Республики Беларусь от 10.11.2008 № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» было предусмотрено активное взаимодействие сотрудников ОВД и системы здравоохранения в отношении пациентов, страдающих психическими и поведенческими расстройствами. Законодательно был регламентирован обмен информацией о гражданах, склонных к противоправному поведению, в отношении которых имелись основания предполагать наличие у них психических расстройств (заболеваний), а также о состоящих на учете в организациях здравоохранения гражданах, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и склонных к противоправному поведению, для их постановки на профилактический учет в ОВД. Кроме того, в отношении последней категории граждан существовала такая мера, как постановка на профилактический учет в ОВД, в ходе которого сотрудники ОВД изучали условия и образ жизни таких граждан, осуществляли контроль за их поведением, применяли меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений.
В действующий в настоящее время Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» нормы об обмене информацией между ОВД и организациями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь в сфере охраны психического здоровья, а также о профилактическом учете в ОВД лиц, страдающих психическими расстройствами, включены не были. Это существенно затрудняет проведение профилактической работы по предупреждению противоправного поведения по месту жительства (месту пребывания) пациентов.
Проблемные вопросы содействия в доставке в учреждение здравоохранения пациентов, уклоняющихся от диспансерного наблюдения
Известно, что зависимость от алкоголя и наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ является серьезной общественной проблемой. Пациенты, страдающие синдромом зависимости от психоактивных веществ, состоящие под диспансерным наблюдением врача — психиатра-нарколога, часто не мотивированы на отказ от их употребления, уклоняются от посещения учреждений здравоохранения для получения наркологической помощи. При этом сотрудники ОВД на законодательном уровне освобождены от обязанности оказывать содействие в доставке в учреждения здравоохранения пациентов наркологического профиля, уклоняющихся от диспансерного наблюдения врача — психиатра-нарколога. Это по сути является перекладыванием ответственности за осуществление контроля за поведением таких граждан с работников ОВД на медицинских работников.
Мнение автора
Для создания безопасной социальной среды законодательно должен быть сформирован «паритет ответственности» в сфере общественной безопасности с посильным участием работников всех заинтересованных ведомств. Обязательное посещение сотрудниками ОВД на дому всех граждан, имеющих проблемное поведение в связи с употреблением алкоголя, могло бы оказать должное воздействие на пациентов в части профилактики их уклонения от посещения учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, медицинского наблюдения и лечения у врача — психиатра-нарколога.
Проблемные вопросы содействия в доставке в организации здравоохранения лиц, уклоняющихся от принудительного амбулаторного наблюдения и лечения, с применением ст. 107 УК
Речь идет о пациентах, совершивших правонарушения и преступления в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения, в отношении которых принято решение суда о принудительном амбулаторном наблюдении и лечении синдрома зависимости от психоактивных веществ.
Согласно ч. 3 ст. 100 УК принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом наряду с наказанием в отношении совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 99 УК погашение или снятие судимости аннулирует правовые последствия уголовной ответственности. Вместе с тем практика реализации принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц, осужденных с применением ст. 107 УК, показывает, что достижение целей уголовной ответственности в отношении таких лиц (отбытие наказания и исправление лица, совершившего преступление) не учитывается, что приводит к росту числа пациентов, уклоняющихся от применения принудительных мер безопасности и лечения.
Мнение автора
Данная проблема требует законодательного решения путем:
- возложения на сотрудников ОВД обязанности по принудительной доставке в организации здравоохранения лиц, уклоняющихся от принудительного амбулаторного наблюдения и лечения, с применением ст. 107 УК;
- введения для указанных лиц дополнительных ограничительных мер с целью усиления их ответственности за невыполнение решений судебных органов по принудительному амбулаторному наблюдению и лечению;
- закрепления продолжения применения принудительных мер безопасности и лечения при достижении осужденным лицом целей уголовной ответственности.
Заключение
Развитие психического расстройства приводит людей к иному восприятию мира, им зачастую сложно адаптироваться в обществе, принять на себя требуемые социальные роли. Для адекватного социального функционирования у таких людей просто нет ресурсов из-за развития дефектов в когнитивной, волевой и эмоциональной сферах. Такая социальная дезадаптация делает пациентов, имеющих расстройства психического здоровья, странными, непонятными и даже опасными в глазах социума. Все это лежит в основе формирования по отношению к ним социальной «стигмы», что может усугублять их поведенческие отклонения.
Это важно
Во всех ситуациях, связанных с противоправным поведением пациентов, имеющих психические и поведенческие расстройства, руководителю учреждения здравоохранения важно во взаимодействии с представителями ОВД стараться минимизировать стигматизирующие посылы и всегда помнить о том, что поведение такого пациента можно скорректировать при оказании ему необходимой психиатрической помощи врачом-специалистом в амбулаторных или стационарных условиях.
Объединение усилий медицинских работников и сотрудников ОВД в сфере профилактики противоправного поведения граждан, имеющих расстройства психического здоровья, будет содействовать своевременному посещению ими врачей-специалистов для медицинских осмотров, наблюдению и лечению в соответствии с требованиями законодательства и созданию безопасных условий жизнедеятельности граждан.