У пациентов с психическими и поведенческими расстройствами развиваются не только нарушения высших психических функций, но и изменения в социальном функционировании. Это проявляется в сложностях взаимодействия с окружающими людьми, трудностях в соблюдении социальных норм и правил, принятых в обществе, невозможности выполнять в полном объеме все требуемые функции с точки зрения нормального человеческого общежития.
Социальная составляющая в патогенезе многих расстройств очень мощная, и зачастую проявления социальной дезадаптации превалируют в клинической картине болезни. Вот почему врачу — психиатру-наркологу при оказании психиатрической (наркологической) помощи приходится часто взаимодействовать с работниками иных государственных учреждений, в т. ч. органов внутренних дел (далее — ОВД).
Одним из проблемных вопросов, касающихся социального функционирования людей, имеющих расстройства психического здоровья, является их не всегда адекватное (с точки зрения здорового человека) поведение, которое вызывает опасения в части возможных противоправных деяний. Обострение психического расстройства может провоцировать пациента на совершение правонарушений.
Налаживание эффективного взаимодействия между медицинскими работниками и сотрудниками ОВД является важнейшей задачей в рамках обеспечения безопасной жизнедеятельности граждан, в т. ч. путем принятия мер по предупреждению общественно опасных последствий при ухудшении состояния психического здоровья пациентов, имеющих психические и поведенческие расстройства.
Взаимодействие медицинских работников с ОВД: правовое регулирование
В соответствии с законодательством об оказании психиатрической помощи пациенты, страдающие хроническими или затяжными психическими расстройствами (заболеваниями) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, находятся под диспансерным наблюдением врача — психиатра-нарколога в учреждениях здравоохранения психиатрического (наркологического) профиля либо оказывающих психиатрическую (наркологическую) помощь. Диспансерное наблюдение таких пациентов проводится в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления диспансерного наблюдения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2017 № 95, в ред. от 29.03.2024, далее — Инструкция).
Взаимодействие между врачом — психиатром-наркологом и сотрудником ОВД в отношении пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, регулируется п. 17 Инструкции. Здесь определены конкретные случаи обращения медицинских работников за содействием к сотруднику территориального ОВД по месту жительства (месту пребывания) пациента:
- при невозможности установить контакт с пациентом, уклоняющимся от медицинских осмотров, или его законным представителем по его месту жительства (месту пребывания), при условии, что медицинский осмотр пациента не проводился три и более месяца подряд;
- при необходимости посещения медицинским работником по месту жительства (пребывания) пациента, имеющего факторы риска общественно опасного и суицидального поведения и признаки, которые могут быть связаны с повышенным риском такого поведения, а также пациентов, в отношении которых судом назначено принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача — психиатра-нарколога в области оказания психиатрической помощи;
- для установления местонахождения пациента, страдающего психическим расстройством (заболеванием), который отсутствовал по месту его жительства (месту пребывания) при попытках установления с ним контакта три и более месяца подряд.
В указанных случаях врач — психиатр-нарколог обращается за содействием к сотруднику ОВД для предупреждения совершения пациентом общественно опасных деяний и профилактики противоправных действий, угрожающих его жизни и здоровью, а также жизни и здоровью медицинских работников.
Организацией здравоохранения в рамках осуществления диспансерного наблюдения в адрес ОВД направляются запросы:
- о местонахождении и содействии в осмотре пациента в случае его уклонения от диспансерного наблюдения;
- о совместном посещении пациента по его месту жительства (месту пребывания);
- о наличии у пациента правонарушений, зарегистрированных в едином государственном банке данных о правонарушениях, в целях принятия объективного решения по дальнейшей тактике диспансерного наблюдения.
При направлении письменных заявлений в ОВД в целях получения содействия при оказании психиатрической помощи (для совместного посещения пациента по месту жительства (месту пребывания), для установления местонахождения пациента) медицинскими работниками в обязательном порядке указываются основания для запроса, принятые меры, направленные на осмотр пациента. К заявлениям прилагаются копии документов:
- подтверждающих ознакомление пациента с информацией об установлении диспансерного наблюдения, о необходимости явки на прием в установленные врачом-специалистом сроки;
- содержащих информацию о мерах, принятых врачом — психиатром-наркологом по установлению местонахождения пациента.
Формы указанных заявлений определены в приложениях к Инструкции. Копия заявления в обязательном порядке прилагается к амбулаторной карте пациента.
Кроме того, в ОВД из учреждений здравоохранения направляются письменные запросы по содействию в доставке пациента в психиатрическую организацию здравоохранения для осуществления принудительного психиатрического освидетельствования или реализации принудительных мер безопасности и лечения, что предусмотрено Инструкцией о порядке содействия медицинским работникам территориальными органами внутренних дел в доставке пациентов, лиц, подлежащих принудительному психиатрическому освидетельствованию, и лиц, в отношении которых вынесено определение (постановление) суда о применении принудительных мер безопасности и лечения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.07.2020 № 65/144, в ред. от 29.12.2023).
Со стороны ОВД в учреждения здравоохранения направляются заявления для принятия мер медицинского характера в отношении граждан, имеющих признаки неадекватного поведения, запросы о наличии (отсутствии) учета в рамках рассмотрения административных или уголовных дел.
Проблемные вопросы взаимодействия медицинских работников и сотрудников ОВД
Несмотря на достаточное правовое регулирование вопросов взаимодействия медицинских работников и сотрудников ОВД, на практике возникают проблемные вопросы, а именно:
- неоказание должного содействия медицинскому работнику при оказании пациенту экстренной психиатрической помощи;
- направление в учреждение здравоохранения необоснованных запросов в части принятия в отношении граждан мер медицинского характера;
- отсутствие должного содействия медицинским работникам в случае необходимости установления места жительства пациента, состоящего под диспансерным наблюдением врача — психиатра-нарколога;
- отсутствие должной профилактической работы со стороны сотрудников ОВД с пациентами, страдающими психическими и поведенческими расстройствами;
- связанные с содействием в доставке в учреждение здравоохранения пациентов наркологического профиля, уклоняющихся от диспансерного наблюдения врача — психиатра-нарколога;
- связанные с содействием в доставке в организации здравоохранения лиц, уклоняющихся от принудительного амбулаторного наблюдения и лечения с применением ст. 107 УК.
Неоказание должного содействия медицинскому работнику при оказании пациенту экстренной психиатрической помощи
Оказание содействия медицинским работникам сотрудниками ОВД при оказании пациенту экстренной психиатрической помощи предусмотрено постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.07.2020 № 65/144 «О содействии в доставке пациентов и иных лиц при оказании психиатрической помощи» (в ред. от 29.12.2023). Территориальный ОВД по месту жительства (месту пребывания) пациента обязан оказывать содействие медицинским работникам в доставке пациентов, требующих оказания экстренной психиатрической помощи, в психиатрический стационар, в т. ч. в целях создания безопасных условий труда медицинских работников.
Однако на практике иногда при оказании экстренной психиатрической помощи пациенту в возбужденном состоянии или проявляющему агрессию прибывшие сотрудники ОВД наблюдают за действиями медицинских работников со стороны либо пытаются вербально успокоить пациента, отказываются сопровождать агрессивных и возбужденных пациентов в машине скорой помощи.
Вместе с тем в целях пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника ОВД либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности по обеспечению общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений сотрудником ОВД могут быть применены физическая сила, специальные средства, что закреплено ст. 27 и 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (в ред. от 19.05.2022).
Направление в учреждение здравоохранения необоснованных запросов о принятии в отношении граждан мер медицинского характера
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» (в ред. от 21.07.2023) психиатрическая помощь оказывается на добровольной основе, за исключением случаев, предусматривающих принудительную госпитализацию пациента в психиатрический стационар, закрепленных ст. 36 указанного закона. Решение суда о принудительной госпитализации и лечении выносится в случае нахождения лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием) и уклоняющегося от лечения, в состоянии, которое обусловливает:
- его непосредственную опасность для себя и (или) иных лиц;
- его беспомощность;
- возможность причинения существенного вреда своему здоровью вследствие ухудшения состояния психического здоровья, если такое лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
На практике в материалах ОВД, направляемых в учреждения здравоохранения, не всегда содержится конкретное обоснование необходимости принятия мер медицинского характера, иногда сведения носят формальный характер, информация передается от третьих лиц, без пояснений самого гражданина, в отношении которого необходимо применять медицинские меры.
Так как решение об обоснованности принудительной госпитализации и лечения принимается в судебном порядке, основания для такой госпитализации должны быть изложены достаточно подробно, четко и конкретно, что требует досконального описания сотрудниками ОВД поведения граждан в соответствии с требованиями законодательства. Одним из путей решения данной ситуации может стать разработка алгоритмов предоставления информации на уровне области (города, района), что позволит конкретизировать требования запроса и ожидать получения от сотрудников ОВД более четкой и конкретной информации.
От редакции
Мы продолжим рассматривать проблемные вопросы взаимодействия медицинских работников и сотрудников ОВД при оказании психиатрической помощи в ближайшем номере журнала.