Легендарный американский музыкант Боб Дилан как-то сказал: «Нет ничего более стабильного, чем переменчивое». Данное высказывание как никогда имеет отношение к ситуации, которая сложилась в Беларуси по вопросу лицензирования медицинской деятельности, а именно в части требований к квалификационным категориям медицинских работников частных организаций здравоохранения и стажу работы по специальности.
Напомним хронологию.
Хронология изменения лицензионных требований к медицинским работникам
1. В сентябре 2010 г. Президент издал Указ от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ № 450), которым утвердил Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение). Документ вступил в силу в силу с 1 января 2011 г.
Согласно подп. 322.2.2 п. 322 Положения одним из лицензионных требований для юридического лица было наличие на каждую заявленную работу и (или) услугу не менее чем у одного медицинского работника с высшим медицинским образованием первой или высшей квалификационной категории, а для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование, — квалификационной категории без требования к стажу работы по специальности. Эти требования были общими для государственных и частных организаций здравоохранения.
2. С 30 июня 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284, который дополнил подп. 322.2.2 п. 322 Положения требованием о стаже работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, не менее пяти лет, три года из которых непосредственно должны предшествовать дню подачи заявления о выдаче лицензии, исключив из расчета пятилетнего срока время длительного (более трех лет) перерыва в работе по специальности в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу, иными причинами. Остальные рассмотренные выше требования сохранялись.
3. С 1 марта 2016 г. вступили в силу основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2015 г. № 475, который внес изменения в лицензионные требования, установленные в подп. 322.2.2 п. 322 Положения. Согласно внесенным изменениям все медицинские работники частных организаций здравоохранения должны иметь первую или высшую квалификационную категорию. Требование о стаже работы по специальности сохранялось. То есть фактически требования к частным организациям здравоохранения ужесточились, и они были поставлены в неравные условия в сравнении с государственными организациями здравоохранения.
4. В мае 2015 г. на общественное обсуждение был вынесен пакет проектов нормативных правовых актов по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований к бизнесу. Среди них был проект Указа Президента Республики Беларусь, который предусматривал внесение изменений и дополнений в Указ № 450 и Положение. Согласно данному проекту Указа* в отношении работников с высшим медицинским образованием предлагалось снизить требование к стажу работы по специальности с пяти до трех лет, для работников со средним медицинским образованием — установить в качестве минимального требования наличие квалификационной категории, а для медсестер по массажу (техников-массажистов) — и вовсе исключить требование о наличии квалификационной категории.
* См. статью В. Сергиени «Что может измениться в лицензировании медицинской деятельности?», журнал «Руководитель. Здравоохранение» № 5 (2017), с. 10 (примеч. ред.).
Затем этот проект Указа неоднократно дорабатывался, но в части указанных лицензионных требований оставался стабильным: только в последних его редакциях 2018 г.* в исключения к медсестрам по массажу добавили зубных техников.
* См. статью В. Пацая «Лицензионные требования к руководителям и медперсоналу: предстоящая трансформация», журнал Руководитель. Здравоохранение» № 4 (2018), с. 6 (примеч. ред.).
Однако по состоянию на сентябрь 2018 г. ситуация кардинально изменилась. Теперь уже не будет Указа, который, как планировалось, внесет изменения в Указ № 450 и Положение. Вместо него разработан проект Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании» (далее — проект Декрета), который определяет условия лицензирования, в т. ч. медицинской деятельности. Согласно данному проекту Декрета после его принятия Указ № 450 и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования, будут действовать в части, не противоречащей данному Декрету.
Рассмотрим, что планируют изменить на этот раз в части лицензирования медицинской деятельности.
Изменения в части лицензионных требований к медицинскому персоналу
Согласно п. 3 проекта Декрета с 1 января 2019 г. для соискателя лицензии на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности или лицензиата, осуществляющего такую деятельность, не является обязательным требование о наличии в штате юридического лица, иностранной организации или привлечении индивидуальным предпринимателем к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности медицинских (фармацевтических) работников только первой или высшей квалификационной категории.
Учитывая, что после вступления в силу проекта Декрета Указ № 450 будет действовать в части, не противоречащей этому Декрету, лицензионные требования к медицинским работникам частных организаций здравоохранения останутся теми же, что и сейчас, за исключением требования о том, что все медицинские работники должны иметь первую или высшую квалификационную категорию.
Однако, на наш взгляд, данную формулировку нововведения сложно признать удачной. Вот почему.
На текущий момент лицензионное требование, предусмотренное подп. 322.2.2 п. 322 Положения, начинается с текста: «…наличие не менее чем у одного работника (для организаций частной формы собственности — у всех медицинских работников) на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности:…». В связи с этим возникают следующие вопросы:
1. Исключает ли нововведение только положение, приведенное в скобках, оставляя в силе требование о наличии первой или высшей квалификационной категории не менее чем у одного работника на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности?
2. Предусматривает ли нововведение возможность наличия в штате частной организации здравоохранения медицинских работников, ни один из которых не имеет первой или высшей квалификационной категории, а также без категории?
Пока однозначно ответить на эти вопросы сложно. Такая общая формулировка нововведения, на наш взгляд, открывает возможность для существования нескольких вариантов ее толкования. Проведение разъяснительной работы по вопросам применения Декрета согласно проекту Декрета возложено на Правительство.
Таким образом, остается ждать окончательной редакции проекта Декрета.
Изменения в части лицензируемых видов медицинской деятельности
Согласно п. 3 проекта Декрета с 1 января 2019 г. не подлежат лицензированию услуги массажа (за исключением медицинского массажа) и иные СПА‑услуги при условии их осуществления в соответствии с требованиями законодательства.
Здесь возникает вопрос о разделении массажа на медицинский и немедицинский. По каким критериям, признакам планируется их различать, будут ли утверждены перечни видов медицинского или немедицинского массажа, — пока не ясно.
В остальном планируется сохранить действующее регулирование.
Заключение
В проекте Декрета дается поручение Правительству до 1 июня 2019 г. обеспечить разработку с привлечением представителей бизнеса проекта Закона «О лицензировании», учитывающего передовой иностранный опыт в рассматриваемой сфере, и в частности предусматривающего: исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам; оптимизацию (сокращение) перечней грубых нарушений, влекущих приостановление действия лицензии; максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами.
Таким образом, сфера лицензирования в ближайшее время будет реформирована.