Новое генеральное (отраслевое, местное) соглашение вступило в силу. Нужно ли вносить изменения в действующий коллективный договор?
Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 367 ТК).
Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном для их заключения (ст. 372 ТК).
Таким образом, изменения вносить не обязательно.
Новое генеральное (отраслевое, местное) соглашение вступило в силу. Вправе ли руководитель учреждения здравоохранения отказать работнику в предоставлении определенной гарантии, если она не предусмотрена действующим коллективным договором, но предусмотрена вступившим в силу соглашением?
Нет, не вправе. До внесения изменений в действующий коллективный договор или до принятия нового следует применять положения генерального (отраслевого, местного) соглашения, устанавливающие более высокие гарантии для работников в сравнении с коллективным договором.
Соответственно, руководитель учреждения здравоохранения не вправе отказать работнику в предоставлении гарантии, ссылаясь на отсутствие условия о ней в коллективном договоре, если эта гарантия предусмотрена местным (отраслевым, генеральным) соглашением.
Новое генеральное (отраслевое, местное) соглашение вступило в силу. Нужно ли включать содержащиеся в соглашении положения о дополнительных гарантиях для работников в коллективный договор, принимаемый на новый срок?
Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями. Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров (ч. 1 ст. 364, ч. 2 ст. 362 ТК).
Таким образом, дополнительные гарантии для работников, предусмотренные соответствующим соглашением, необходимо включить в принимаемый коллективный договор.
При этом включение условий о дополнительных гарантиях, связанных с финансовыми выплатами работникам за счет средств учреждения здравоохранения, получаемых от приносящей доходы деятельности, а также объем таких гарантий может зависеть от фактического осуществления указанной деятельности и размера получаемых доходов.
Справочно: коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года (ч. 1 ст. 367 ТК).
Как суд рассмотрел бы спор между работником и учреждением здравоохранения, если коллективным договором не предусмотрено предоставление дополнительной гарантии, установленной местным (отраслевым, генеральным) соглашением, или предусмотрена гарантия в меньшем объеме?
Если в коллективный договор не включены дополнительные гарантии, предусмотренные соглашениями, или такие гарантии предусмотрены в меньшем объеме, то при возникновении спора суд будет руководствоваться положениями местного, тарифного, генерального соглашения в зависимости от того, каким из них предусмотрена соответствующая гарантия.
ПРИМЕР
Наниматель уволил работника, являющегося членом профсоюза, по п. 4 ст. 42 ТК (за систематическое неисполнение трудовых обязанностей), уведомив об увольнении профсоюз за две недели до увольнения в соответствии с ч. 1 ст. 46 ТК.
Оспаривая в суде законность увольнения, уволенный работник ссылался на то, что в соответствии с положениями отраслевого соглашения наниматель должен был получить согласие профсоюзного комитета на его увольнение.
Доводы представителя нанимателя о том, что увольнение истца является законным, поскольку действующим в организации коллективным договором получение согласия профсоюза при увольнении по п. 4 ст. 42 ТК не предусмотрено, суд отверг в связи с тем, что положения принятого в организации коллективного договора ухудшают положение работника по сравнению с нормами отраслевого соглашения.
Суд удовлетворил требования бывшего работника о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда на основании следующего.
Согласно ч. 2 ст. 46 ТК в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», если трудовой договор расторгнут по инициативе нанимателя с нарушением условий коллективного договора, соглашения (ч. 2 ст. 46 ТК), увольнение работника является незаконным, и он подлежит восстановлению на работе.
Справочно: согласно подп. 7.4 п. 7 Соглашения между Министерством здравоохранения и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2019–2021 гг. расторжение трудового договора с работником по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК, за исключением п. 2, 7), а также по основаниям, предусмотренным п. 1–3 ст. 47 ТК, должно производиться с предварительного согласия профсоюзного комитета.
Обязательства и гарантии, включенные в соответствующее соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены на уровне коллективного договора в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
В коллективный договор могут включаться условия, предусматривающие более высокие гарантии для работников в сравнении с гарантиями, установленными соглашениями.
В частной медицинской организации создана первичная профсоюзная организация и заключен коллективный договор. Обязательны ли для такой организации положения генерального (отраслевого, местного) соглашения? Как суд рассмотрел бы спор, если положения о дополнительных гарантиях коллективного договора не соответствуют содержащимся в соглашении?
При рассмотрении трудовых споров, если необходимо руководствоваться соглашениями как актами социального партнерства, суды исходят из следующего.
Если на республиканском, отраслевом, местном уровнях заключено в соответствии со ст. 359 ТК трехстороннее соглашение между соответствующим профсоюзом и объединением нанимателей, а также соответствующим органом государственного управления, то положения таких соглашений обязательны для всех организаций, входящих в объединение нанимателей, являющееся стороной соглашения.
Если наниматель не является членом соответствующего объединения нанимателей, то для него обязательными являются положения коллективного договора.
Если соглашение заключено между профсоюзом и соответствующим органом государственного управления (Министерством), а объединение нанимателей не принимало участия в заключении соглашения, в т. ч. в связи с отсутствием такового, то гарантии, установленные соглашением, обязательны для нанимателя, если они включены в коллективный договор или же в самом тексте коллективного договора указано об обязательности положений соглашения (тарифного, отраслевого, местного).