Судебный спор: обжалование приказа о прекращении действия лицензии медорганизации

Правомерность деятельности организаций здравоохранения контролируется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В случае выявления грубых нарушений одним из последствий является приостановление, а в случае дальнейшего нарушения законодательства о лицензировании — и вовсе прекращение действия лицензии. Мы расскажем о судебном споре в связи с обжалованием решения министерства о прекращении действия лицензии.

Супранович Яна

Юрист, магистр юридических наук

543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Судебный спор возник ввиду четкой позиции медорганизации о нарушении Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — Минздрав) сроков при вынесении решения о прекращении действия лицензии. В чем заключался данный спор, рассмотрим далее.

Обстоятельства дела

В отношении частного унитарного предприятия по оказанию услуг «С» Минздравом был проведен мониторинг, в ходе которого был выявлен ряд грубых нарушений лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату.

10 декабря 2021 г. после проведения заседания лечебно-­контрольного совета было принято решение подготовить и вынести на рассмотрение коллегии Минздрава вопрос о вынесении предписания об устранении в ЧУП «С» выявленных нарушений с одновременным приостановлением действия лицензии на медицинскую деятельность в части всех указанных в ней работ и услуг на срок до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шесть месяцев (на основании абз. 2 п. 75 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее — Положение о лицензировании).

16 декабря 2021 г. коллегией Минздрава было принято решение о вынесении предписания и приостановлении с 22 декабря 2021 г. на срок устранения нарушений, но не более чем на шесть месяцев, действия лицензии на медицинскую деятельность ЧУП «С» в части всех указанных в ней работ и услуг.

При этом 21 декабря 2021 г. ЧУП «С» сообщило Минздраву, что приняло решение о невозможности и нецелесообразности приостановления деятельности.

Справочно: данное письмо было получено Минздравом 23 декабря 2021 г.

10 января 2022 г. Минздравом был дан ответ о рассмотрении данного обращения, в котором указано, что действие лицензии ЧУП «С» приостановлено с 22 декабря 2021 г., и в случае осуществления медицинской деятельности в период приостановления действия лицензии с подтверждением данного факта будет рассмотрен вопрос о прекращении действия лицензии в соответствии с абз. 4 п. 76 Положения о лицензировании.

Это важно
ЧУП «С» надлежащим образом было уведомлено о приостановлении действия лицензии и недопустимости нарушения законодательства о лицензировании и последствиях в случае его нарушения.

1 апреля 2022 г. вопрос о прекращении действия лицензии на медицинскую деятельность был рассмотрен на заседании лечебно-­контрольного совета, о чем в последующем был издан приказ. 

Это важно
О принятом решении заявитель был уведомлен письмом от 18.04.2022.

Однако ЧУП «С» обратилось в Верховный Суд Республики Беларусь с требованием о признании недействительным приказа о прекращении действия лицензии на медицинскую деятельность, указав, что данный приказ не соответствует законодательству, а именно абз. 4 п. 76 Положения о лицензировании.

Справочно: согласно абз. 4 п. 76 Положения о лицензировании в случаях, когда лицензиат в период приостановления действия лицензии продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности, работы и услуги, его составляющие (за исключением случаев, предусмотренных в п. 4221 Положения), лицензирующий орган в течение месяца со дня выявления указанного нарушения принимает решение о прекращении действия лицензии.

В судебном заседании приняли участие представитель заявителя директор М., представитель заинтересованного лица (Минздрава) консультант юридического отдела П.

Позиция заявителя

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, отметив, что, по его мнению, месячный срок с даты выявления факта осуществления деятельности в период приостановления действия лицензии — это предельный срок принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии. Лицензирующий орган достоверно знал, что ЧУП «С» продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности в период приостановления действия лицензии. Данный факт, по словам заявителя, был выявлен 23 декабря 2021 г. или максимум 11 февраля 2022 г., поэтому Минздрав имел право принять решение о прекращении действия лицензии в срок не позднее 11 марта 2022 г., в то время как такое решение было принято 14 апреля 2022 г.

Руководителю на заметку
По мнению заявителя, такое решение подлежит отмене ввиду нарушения сроков, предусмотренных законодательством.

Позиция заинтересованного лица

Представитель Минздрава не признал заявленные требования и указал, что коллегией Минздрава принято решение от 16.12.2021 о вынесении предписания и приостановлении с 22 декабря 2021 г. на срок до устранения нарушений, но не более чем на шесть месяцев, действия лицензии на медицинскую деятельность ЧУП «С» в части всех указанных в ней работ и услуг.

ЧУП «С» письменно не уведомило Минздрав об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу предписания об устранении выявленных нарушений и приостановление действия лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений, чем нарушило п. 79 Положения о лицензировании.

21 марта 2022 г. Минздравом была получена от правоохранительных органов информация о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ЧУП «С». Получение данной информации подтвердило факт осуществления предприятием деятельности в период приостановления действия лицензии. В связи с этим вопрос о прекращении действия лицензии на медицинскую деятельность был рассмотрен 1 апреля 2022 г. на заседании лечебно-­контрольного совета

Справочно: о принятом решении заявитель был уведомлен письмом от 18.04.2022.

Представитель Минздрава отметил, что нормы абз. 4 п. 76 Положения о лицензировании соблюдены, поскольку решение о прекращении действия лицензии принято лицензирующим органом менее чем через месяц.

Решение суда

Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, а также оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта суд, рассматривающий экономические дела, проверяет компетенцию государственного органа, издавшего ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений

Обжалуемый приказ был принят в соответствии с законодательством и компетенцией Минздрава.

Справочно: в соответствии с подп. 9.3 п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1446, далее — Положение) Минздраву предоставлено право создавать комиссии, советы, рабочие или экспертные группы по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, утверждать соответствующие положения и составы.
На основании подп. 8.2 п. 8 Положения был издан приказ об осуществлении мониторинга качества оказываемой частными организациями здраво­охранения стоматологической медицинской помощи, в т. ч. в ЧУП «С».

В части продолжения осуществления ЧУП «С» медицинской деятельности после вынесения предписания установлено, что факт нарушения лицензионного законодательства не отрицается заявителем ни в поданном в суд заявлении, ни в письменных пояснениях, поступивших в суд 9 июня 2022 г., ни в представленных в письменном виде судебных прениях.

При этом ЧУП «С» считает свою деятельность законной и указывает на невозможность ее прекращения лицензирующим органом, ссылаясь на формальные уведомления Минздрава письмами (от 21.12.2021, 22.12.2021, 17.01.2022) и устное уведомление директором предприятия на личном приеме у заместителя министра.

Лишь письмом от 01.03.2022 ЧУП «С» сообщило Минздраву по каждому пункту выявленных грубых нарушений законодательства о лицензировании об их устранении.

Справочно: в данном письме содержится также просьба о проведении Мин­здравом контрольной оценки и возобновлении действия лицензии.

Суд отмечает, что 11 февраля 2022 г. комиссией на основании приказа Мин­здрава был осуществлен выход на предприятие, однако контрольная оценка устранения нарушений не была проведена по причине недопуска членов комиссии к работе, о чем директором ЧУП «С» собственноручно учинена запись на данном приказе.

Это важно
Суд пришел к выводу, что ЧУП «С» преднамеренно чинило препятствия работе комиссии Минздрава по установлению факта осуществления предприятием медицинской деятельности в период приостановления действия лицензии.

В связи с этим доводы ЧУП «С» об установлении даты выявления нарушений «максимум 11 февраля 2022 г.» суд считает надуманными, они опровергаются представленными в деле письменными доказательствами.

18 марта 2022 г. рабочей группой Минздрава проведена контрольная оценка устранения нарушений, о чем составлена справка во исполнение приказа министра от 11.03.2022.

Справочно: в справке содержатся выводы комиссии о том, что ЧУП «С» устранило четыре из пяти грубых нарушений лицензионных требований и условий.
Оценку устранения одного из нарушений комиссия не смогла произвести по причине изъятия материалов Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску в связи с проверочными мероприятиями в отношении предприятия.

21 марта 2022 г. Минздрав получил информацию о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ЧУП «С» по факту осуществления деятельности в период приостановления действия лицензии.

14 апреля 2022 г. постановлением коллегии Минздрава прекращено действие лицензии ЧУП «С», а приказом министра от 14.04.2022 постановление коллегии утверждено.

Суд пришел к выводу, что днем выявления нарушения лицензирующим органом согласно абз. 4 п. 76 Положения о лицензировании следует считать 1 апреля 2022 г., когда Минздрав на заседании лечебно-­контрольного совета заслушал и обсудил доклад председателя комиссии о результатах контрольной оценки устранения нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в ЧУП «С».

Следовательно, лицензирующий орган в течение месяца со дня выявления осуществления медицинской деятельности в период приостановления действия лицензии обоснованно прекратил действие лицензии в порядке, установленном Положением о лицензировании.

Приказ Минздрава от 14.04.2022 вынесен законно, оснований для признания его недействительным не имеется.

Заключение

Исходя из материалов рассматриваемого дела, можно очередной раз подчеркнуть необходимость соблюдения медорганизациями требований законодательства о лицензировании, а также недопустимость продолжения осуществления деятельности в случае вынесения в отношении них решения о приостановлении действия лицензии.

543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4086
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок