В последнее время во многих сферах человеческой деятельности значительное внимание уделяется таймингу. В широком понимании тайминг предполагает точное расписание и планирование времени с указанием дат и часов, а также сроков выполнения работы.
В здравоохранении тайминг можно рассматривать как структурирование рабочего времени медицинского персонала, которое на практике выглядит как регламентация времени приема пациента и планирование нормы нагрузки по каждой врачебной должности.
Справочно: актуальность тайминга особенно проявляется при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Как обстоят дела с правовым регулированием тайминга и на какие сопутствующие ему вопросы нормирования труда необходимо обратить внимание, обсудим далее.
Тайминг как элемент нормирования труда
Тайминг в здравоохранении напрямую связан с понятием нормирования труда, под которым понимается установление меры затрат труда (времени) на выполнение работниками определенного объема работы.
Общий порядок организации нормирования труда установлен в Инструкции о порядке организации нормирования труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53).
Это важно
Методика нормирования труда врачей подробно изложена в письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.12.2007 № 03-2-07/4144 «О совершенствовании организации амбулаторно-поликлинической помощи».
Для руководителя организации здравоохранения важно знать, что представляют собой такие понятия, как:
- норма времени;
- норма нагрузки;
- норма численности.
Нормы времени и нормы нагрузки являются основой для планирования численности медицинских работников в каждой организации здравоохранения (при этом учитываются организационные формы оказания медицинской помощи и потребность населения в том или ином ее виде).
Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях деятельности.
Руководителю на заметку
Эти нормы труда выражаются в единицах времени (лабораторные, эндоскопические исследования), условных единицах измерения (массажные, физиотерапевтические процедуры) или условных единицах трудоемкости.
Норма нагрузки (обслуживания) — установленный объем работы, который должен быть выполнен в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях деятельности.
Норма численности — установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных объемов работ в определенных организационно-технических условиях.
Это важно
В качестве норматива нагрузки для врачей амбулаторного приема устанавливается плановая функция врачебной должности.
Функция врачебной должности — расчетный норматив годовой нагрузки на одну врачебную должность (по определенной специальности), выраженный плановым числом врачебных посещений в год в пределах годового баланса рабочего времени по данной должности. Функция врачебной должности может быть плановой и фактической.
Плановые нормы нагрузки (обслуживания) по каждой врачебной должности: посещение по поводу заболевания или для профилактического осмотра, консультативный прием, посещение на дому, — определяются исходя из годового баланса рабочего времени врачей-специалистов в зависимости от:
- установленной продолжительности рабочей недели;
- графика работы (времени приема в поликлинике, обслуживания пациентов на дому, проведения профосмотров, выполнения амбулаторных хирургических операций и лечебно-диагностических манипуляций, выездных форм обслуживания пациентов);
- других мероприятий (работы в военкоматах, межведомственных комиссиях, врачебных экспертных комиссиях, с центрами гигиены и эпидемиологии).
Справочно: согласно ч. 1 ст. 87 ТК наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза, т. е. руководители организаций здравоохранения располагают правом разрабатывать и применять индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) в зависимости от конкретных организационно-технических условий деятельности (возрастного состава обслуживаемого населения, его заболеваемости, профиля оказываемой медицинской помощи).
Нормы времени при оказании бесплатной медицинской помощи
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.12.2007 № 161 «Об утверждении отраслевых норм времени обслуживания взрослого и детского населения врачами государственных организаций (подразделений) здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, финансируемых за счет средств бюджета» (в ред. от 17.12.2018, далее — постановление № 161) утверждены отраслевые нормы времени обслуживания взрослого и детского населения врачами государственных организаций (подразделений) здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, финансируемых за счет средств бюджета.
Это важно
Расчетные нормы времени на посещение, нормы нагрузки (обслуживания), плановая функция врачебной должности у врачей разных специальностей имеют значительный размах колебаний, минимальные и максимальные значения показателей различаются более чем в два раза.
Разница в показателях деятельности на консультативном приеме менее значительна.
ПРИМЕР
Время первичного приема составляет:
• врачом общей практики для обслуживания взрослого и детского населения — 20 мин,
• врачом-офтальмологом — 9 мин;
• врачом-хирургом — 8 мин.
Как мы уже отмечали, конкретные нормы времени обслуживания взрослого населения, в т. ч. на дому, для врачей государственных организаций (подразделений) здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, устанавливаются, заменяются, пересматриваются нанимателем с участием профсоюза на основании хронометража рабочего времени и с учетом условий работы.
Это важно
Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за один месяц (ст. 87 ТК).
Такие же подходы применяются при установлении норм времени обслуживания детского населения. Постановлением № 161 также установлено, что нормы времени, предусмотренные на консультативные посещения в городской (районной) поликлинике, областной, республиканской организации здравоохранения применяются также для консультаций, выполняемых дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Руководителю на заметку
Отраслевые нормы труда медицинских работников являются примерными и носят рекомендательный характер.
Это обусловлено тем, что в организациях здравоохранения в зависимости от их специализации, профиля отделений у медицинских работников различаются характер работы, должностные обязанности и нагрузка. Поэтому руководители организаций здравоохранения располагают большим количеством прав в области нормирования труда, о чем Министерство здравоохранения Республики Беларусь сообщало в письме от 12.02.2014 № 03-2-07/848-41 «О нормировании труда».
В частности, руководители организаций здравоохранения имеют право:
- разрабатывать и применять индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания), нормы времени работников в зависимости от конкретных организационно-технических условий деятельности;
- использовать штатные нормативы исключительно как методическое пособие, а все нормативы по труду — в качестве методических рекомендаций;
- самостоятельно вводить должности работников в штатное расписание в пределах общей штатной численности в соответствии с реальными потребностями (в т. ч. внебюджетные должности при высокой доле внебюджетных поступлений) и проводить ротацию (перевод) врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена в состав стационарных организаций здравоохранения, в т. ч. крупных центральных районных больниц (городских больниц).
Справочно: последнее право ограничено общим количеством должностей, согласованным вышестоящим органом управления на текущий год, нормативными правовыми документами, определяющими наименование структурных подразделений и должностей (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, номенклатура должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием), и имеющимся объемом работ.
В случае невозможности применения межотраслевых и отраслевых норм труда рекомендуется подготовить план, определяющий последовательность и виды работ, которые необходимо выполнить для установления локальных норм труда. В этот план включается:
- сбор и изучение технической документации, нормативной, технической и специальной литературы;
- предварительное ознакомление с организационно-техническими условиями рабочих мест;
- выбор работников для проведения наблюдений;
- проведение исследований (наблюдений) — изучение затрат рабочего времени и времени использования оборудования.
Существует несколько методов изучения затрат рабочего времени: фотография (хронометраж) рабочего времени, самофотография рабочего времени, метод моментных наблюдений.
Фотография рабочего времени — последовательное фиксирование времени, затрачиваемого работником в течение рабочего дня (смены) на выполнение определенных технологическим процессом операций и перерывы в работе.
При проведении фотографии выявляются прямые потери и нерациональные затраты рабочего времени, а также устанавливаются коэффициенты занятости рабочих в течение смены при рациональной организации труда.
Хронометраж — метод непосредственных замеров величин времени. Проводится для установления длительности затрат времени на выполнение элемента трудового процесса путем непрерывных (сплошной хронометраж) и выборочных замеров времени. На основании обработки хронометражных наблюдений рассчитывается норма времени на выполнение приема, комплекса приемов, операцию.
Самофотография рабочего времени — проводится непосредственно работником для изучения потерь рабочего времени, причин их возникновения, а также длительности непроизводительной работы. Это позволяет наблюдать, не отрываясь от работы.
Метод моментных наблюдений проводится при изучении использования рабочего времени большой группы работников (бригады, структурного подразделения и т. д.) с целью улучшения организации труда, а также разработки нормативов численности и обслуживания.
Результаты наблюдений обрабатываются и устанавливается продолжительность затрат рабочего времени по каждой из отмеченных категорий затрат труда, а также составляется сводка одноименных затрат рабочего времени. Для установления нормативов численности и обслуживания по полученным результатам составляется сводный фактический баланс рабочего времени. После исключения нерациональных затрат и прямых потерь рабочего времени составляется нормальный (проектируемый) баланс затрат рабочего времени.
От редакции
Подробнее о порядке определения рациональности использования рабочего времени работниками читайте в статье В. Шиповой «Как определить, рационально ли тратят время сотрудники клиники» на с. 54.
Окончательным итогом изучения затрат рабочего времени должен быть локальный нормативный акт об установлении, замене и пересмотре норм труда.
Следует также отметить, что нормы (нормативы) времени на проведение (выполнение) некоторых медицинских исследований и процедур устанавливаются соответствующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Нормы времени при оказании платных медуслуг
В отношении платных медицинских услуг Министерством здравоохранения Республики Беларусь принято несколько десятков постановлений, устанавливающих единые нормы и нормативы материальных и трудовых затрат (времени, расхода основных и вспомогательных материалов) при оказании некоторых видов медицинских услуг.
Это важно
Указанные нормы распространяются на юридических лиц независимо от формы собственности и подчиненности и индивидуальных предпринимателей.
ПРИМЕР
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.09.2011 № 103 «Об установлении норм времени и норм расхода материалов на платные медицинские услуги по стоматологии, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 125» установлены нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по стоматологии.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.11.2010 № 140 «Об установлении норм времени и норм расхода материалов на платные медицинские услуги по аллергологии, оказываемые юридическими лицами независимо от формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 141» — по аллергологии.
Аналогичные нормы установлены на услуги практически по всем основным направлениям медицинской помощи (урологии, акушерству и гинекологии, проктологии, общей хирургии, иммунопрофилактике и др.).
Справочно: нормы и нормативы трудовых затрат (времени) на платные медицинские услуги по консультациям врачей-специалистов содержатся в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2007 № 156 «Об утверждении единых норм и нормативов трудовых затрат (времени) на платные медицинские услуги по консультациям врачей-специалистов, в том числе сотрудников кафедр, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке».
Формы документов, в которых фиксируются нормы времени на оказание платных медицинских услуг, нормативными правовыми актами не установлены. Формы таких документов можно утвердить локальными правовыми актами.