Екатерина Потапова (Украина), руководитель продаж в Bookimed.com, практикующий врач-невролог, ассистент и аспирант кафедры неврологии.
Екатерина рассказала об организации работы ресурса Bookimed — сервиса по подбору лучших медицинских решений и организации лечения для людей из любой точки мира, о подходах к сотрудничеству сервиса с клиниками-партнерами по всему миру, а также о том, что важно для пациентов при выборе зарубежной клиники.
Количество пациентов, обратившихся за помощью к сервису Bookimed, составило 137771 человек, количество аккредитованных клиник-партнеров — 308 в 27 странах, 139 городах. Количество ежемесячных обращений граждан к сервису — более 3,8 тыс.
Медицинские услуги, интересные иностранному пациенту: онкология; неврология, реабилитация; пластическая хирургия; стоматология; акушерство; гинекология; ортопедия; хирургия.
Страны для лечения, которые чаще всего выбирают граждане: Турция (35 %), Германия (17 %), Израиль (15 %), Испания (15 %), Чехия (4 %), Италия (3 %), Индия (3 %), Греция (1 %), другие (15 %).
Страны, из которых едут пациенты: Украина (27 %), Россия (25 %), Казахстан (10 %), Евросоюз (8 %), Ближний Восток и Северная Африка (7 %), Средняя Азия (4 %), Беларусь (2 %), другие (17 %).
Критерии выбора клиник пациентами:
1. Медицинские критерии.
2. Немедицинские критерии.
3. Сервис.
Медицинские критерии — потребность в медицинских услугах (наличие заболевания или подозрения на него): что нужно клиенту — консультация, диагностика, лечение, комбинированное лечение, реабилитация?
Специалисты Bookimed внимательно изучают историю заболевания клиента (диагноз подтвержден или это догадка; если подтвержден, то на основании чего), а также выясняют, какие дополнительные процедуры потребуется выполнить в иностранной клинике, а какие можно не делать в связи с проведением их в национальной клинике.
Для иностранных медицинских туристов большое значение при выборе клиники играют следующие медицинские критерии:
1) статистика успешности по заболеванию (если ваша клиника ее не предоставляет, не готова ей делиться, тогда вы не выйдете на международный уровень, потому что не сможете конкурировать с другими топ-клиниками, которые это делают);
2) оцифрованный опыт врача/клиники (например, количество успешно проведенных операций, принятых пациентов и т. п.);
3) специализация клиники/мультидисциплинарный подход/многопрофильная клиника. Если у вас очень специализированная клиника (например, только пластическая хирургия) — это преимущество. Многопрофильность клиники тоже может быть преимуществом, ведь вы можете предложить пациенту много услуг по одному заболеванию, и ему не придется ехать в другие клиники в вашей стране или выезжать за дополнительными услугами в другие страны;
4) наличие современного оборудования и новых технологий;
5) университетская база/центр обучения. Клиенту очень важно, будет его смотреть доцент, профессор или это будет врач-санитар;
6) наличие всех необходимых отделений (детское/взрослое). При наличии и детского, и взрослого отделений вы будете более интересны пациенту.
Немедицинские критерии играют важнейшую роль, когда человек уже определился с тем, какая медицинская услуга ему нужна. Немедицинскими критериями выбора клиники иностранными клиентами являются: бюджет, которым располагает клиент; сведения о том, какие клиники чаще всего выбирают пациенты с таким же диагнозом; географический фактор (например, граждане Казахстана чаще обращаются в клиники Южной Кореи, Украины — в клиники Турции); сроки приема/рассмотрения медицинских данных; наличие визового режима/ограничений во въезд в страну; аккредитация клиники по стандарту JCI или вхождение в топ-рейтинг в официальных рейтингах стран; различие в порядке оплаты (депозит (Германия)/оплата наличными на месте после оказания услуги (Израиль)).
Сервис. Здесь клиента интересует: платность/бесплатность услуг координатора по месту клиники; наличие оперативной обратной связи, переводчика, международного отдела клиники, трансфера в аэропорт/отель/клинику и из них, перевода медицинских выписок, возможности остановиться с сопровождающим, поменять координатора/переводчика, знание английского языка персоналом клиники.
Нужно всегда помнить, что пациенты постоянно сравнивают вашу клинику с другими клиниками вашего региона, а также зарубежными и делают это по целому ряду критериев.
В журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 1 (2019) читайте окончание обзора выступлений спикеров на II Белорусском медицинском бизнес-форуме по вопросам экспорта медицинских услуг.
Редакция журнала